Главная   ◊   Женский раздел   ◊   О сайте



Биографии певцов

Биографии певцов

Ивану Семеновичу, безусловно, повезло и в творчестве, и в быту, и в окружении, и в редком долголетии. Благодаря фантастическому стечению обстоятельств он был признан с редким единодушием в нашей стране и за рубежом выдающимся, почти гениальным вокалистом и оперным исполнителем. Между тем в ряду таких певцов, как Л. Собинов, Н. Обухова, В. Петров, С. Лемешев (уже не говорю о Ф. Шаляпине), Козловский всего лишь равный среди равных. Но, поди ж ты, жил Иван Семенович так долго и безупречно, что сумел стать эталоном.

“КРАСИВО ПОЕТ, СВОЛОЧЬ.

Природа весьма щедро одарила мальчика из украинского села Марьяновки, что на Киевщине. Дала ему неповторимый, почти гипнотический голос: прозрачный, серебристый, ровный, с красивым нежным тембром свободного верхнего регистра. Не зря же Шаляпин, услышав его голос, заметил: “Красиво поет, сволочь!” И Козловский этим отзывом гордился.

Пройдя длинный и тернистый путь, он умудрился не омрачить свое творчество ни так распространенным в то время восторженным раболепием перед властями предержащими, ни сделками с собственной совестью, ни суетными, мелочными поступками, за которые было бы стыдно перед собой и потомками. Более того, всю жизнь он глубоко верил в Бога и веру эту не предал, несмотря на жесткое, а порой и жестокое понуждение к тому со стороны партгосверхушки.

Ничто человеческое при этом Козловскому было не чуждо. Он не являлся белой вороной среди себе подобных. Почти виртуозно владел искусством приспособляемости к той, почившей, тоталитарной системе. Иначе просто бы не выжил. В период активной деятельности слыл весьма оборотистым мужиком: не все члены политбюро имели такое шикарное жилье, как у него, — двухэтажная квартира на улице Неждановой.

С другой стороны, даже вынужденная адаптация Козловского к существующему строю не носила характера совковой агрессивности. То есть, всегда работая локтями, он никогда не отталкивал других. Наоборот, немало способствовал, например, тому, чтобы его соперник, тоже “божественный тенор” Сергей Лемешев, смог трудиться в Большом театре. Посредственности такой поступок не под силу. Словом, умел он по жизни во всем отделять зерна от плевел и потому первых накопил несравненно больше, нежели вторых. И память по себе сохранил добрую.

ОЗОРНИК И ПРИКОЛИСТ.

При этом общаться с ним было непросто. Мог запросто разорвать уже подготовленный материал, по пустяку обидеться мог. Колкостями, едкостями и насмешками обильно сдабривал всякую беседу. Озорничать любил даже в сильно преклонном возрасте. Однажды сообщил мне, что служил на Украине в стрелковой части вместе с Антоном Макаренко, известным педагогом, автором “Педагогической поэмы”. Я возрадовался: на такую сенсацию набрел! А помощница Козловского СЛЕЗИНА, услышав это, возмущенно заметила.

— Иван Семенович, побойтесь бога! Да между расположением ваших частей лапоть по карте можно было положить, сами же говорили.

— От глупая женщина! Нет чтобы промолчать. Пусть бы Михаил написал, а потом бы все с ног сбивались, устанавливая истину.

А то вообще однажды прикололся так, что случай этот давно уже превратился в анекдот. Рядом с его дачей сосед поставил оригинальный забор, и самое главное — очень причудливо выкованные ворота. Козловскому они так понравились, что сам подошел к рабочим и предложил: “Поставьте мне точно такие же, и, поверьте, я вас не обижу”. Ну те, разумеется, расстарались. И вот, когда работа по установке чудо-ворот уже приближалась к финишу, Иван Семенович метнулся в свой дом и вышел оттуда в украинской вышитой рубахе. Встал на краю веранды и запел своим “божественным лирическим тенором”. Обалделые мужики слушали его раскрыв рты, и только постепенно до их сознания доходило, что это и есть плата за работу. Когда певец закончил арию (уже не помню какую), работники дружно плюнули и гордо удалились, не довершив своего дела.

В очередной приезд в столицу киевских актеров, а случился он как раз в канун Рождества, Козловский принес своему любимцу Бодюлу Ступке, игравшему тогда главную роль в “Записках сумасшедшего”, пару бутылок вина “Кодряну” и горсть пшеницы.

— Давай, Малый (так любовно называл артиста), будем поздравлять зрителей с Новым годом.

И вот они ходят вдвоем по рядам.

— Сею-сею, посеваю, с Новым годом поздравляю.

А в первом ряду сидела знакомая Козловского в сильно декольтированном платье. Иван Семенович прямо в ее пышные груди засыпал горсть пшеницы. Та смутилась.

— Ну что вы, Иван Семенович, право же, неудобно.

Зал дрогнул смехом. (Иван Семенович был мало-мало националистом.). В другой раз ни с того ни с сего вспомнил: “Меня как певца весь мир признал. Кроме матери. Как же она, бедная, мечтала, чтобы я стал священником! Меня даже отдали в церковную школу. Оттуда было рукой подать до архиерейского сана. И жили мы при Михайловском монастыре. Там и кормились. Пели с братом в Софийском соборе. Брат тоже имел неплохой голос. Так вот я сейчас думаю: а может, мать-то была права.

СЛУХ О ХОРЕ МАЛЬЧИКОВ.

После революции Федор Козловский уехал вместе с церковным хором за границу, где и умер в конце 70-х. Никогда больше братья друг с другом не встречались. Почему произошло именно так, Иван Семенович наотрез отказывался комментировать даже тогда, когда уже задули свежие ветры перемен. Эту болячку и тайну Козловский так и унес с собой в могилу.

Полагаю, что именно память о времени, проведенном в Михайловском монастыре, подвигла Ивана Семеновича на хлопоты по созданию знаменитого хора мальчиков под управлением А.В. Свешникова. Случилось это в тяжелые годы войны, и, не будь у дирижера поддержки в лице Козловского, он бы ни за что не организовал такой коллектив, что, к чести своей, никогда не отрицал.

До последних дней своей жизни певец трогательно опекал своих юных преемников. Но, как ни странно, даже это благородное подвижничество злыми языками истолковывалось как пагубное увлечение певца. Якобы его всегда мучило противоестественное половое влечение к мальчикам, но он свой грех умело прятал от глаз людских.

Со Свешниковым Козловский уж точно познакомился и подружился в Полтаве, где пять лет проходил армейскую службу. Об этом достаточно продолжительном, но весьма малоосвещенном периоде своей биографии Иван Семенович тоже часто вспоминал в моем присутствии. Как-то даже признался.

— А ведь благодаря армии я и стал оперным исполнителем. Служить мне выпало в 22-й стрелковой бригаде инженерных войск. Командовал ею бывший царский полковник Чернышов. Он понимал толк в музыке и убедил своего комиссара Найденова: боец Козловский — уникальное достояние республики, ему надо петь в опере. Не сильно образованный Найденов взялся за дело с пролетарской ответственностью и достаточно жестко заставлял это “достояние” служить в Полтавском музыкально-драматическом театре. А что вы хотите! Перекормленного монастырской строгостью, меня в то время гораздо больше занимали прекрасная половина Полтавы и то, какого коня мне дадут, чтобы проехать на нем через весь город так, чтобы девки млели и падали штабелями.

ДВЕ СТРАСТИ — ЖЕНЩИНЫ И ЛОШАДИ.

Любовь к женскому полу Козловский тоже сохранил до самой смерти. (После встречи с Аллой Пугачевой заметил мне: “Она отлично, просто-таки аппетитно выглядит! А все талдычили: операция, постарела. Глупости. Ей просто завидуют”.) Правда, это увлечение никогда не принимало у него вызывающих, эпатирующих общество форм. При том, что он всегда был окружен толпами воздыхательниц-фанаток и ему постоянно “шили” различные любовные приключения с женами высших партийных бонз, министров и Маршалов Советского Союза. К упомянутому перечню надо еще приплюсовать Екатерину Фурцеву, министра культуры, и нескольких жен членов Политбюро. Сам Козловский никогда даже не пытался бороться со слухами, а они по странному капризу судьбы не убывали. Часто молва выставляла его хитрым интриганом, искусным конструктором всевозможных адюльтеров. Конечно, дым без огня бывает чрезвычайно редко. Но для меня в данном случае важнее другое: Козловский и в женщинах, как и во всем прочем, знал не только толк, но и меру.

Другая его страсть — лошади. Относился к ним с какой-то до конца не объяснимой и мне не понятной увлеченностью. Говорю так потому, что еще в детстве конь ударил кованым копытом маленького Ваню. Да так сильно, что шрам на верхней губе сохранился у Козловского на всю жизнь. Это было видно особенно, когда певец брал высокие ноты. И если фрейдовские теории верны, то Иван Семенович должен был шарахаться от коней как черт от ладана. А он любил этих прекрасных четвероногих.

Уже будучи солистом Большого театра, Козловский на спор решил принять участие в скачках. Друзья полагали, что он пошутит и отступится от нелепой затеи, но Иван Семенович на лошади Горислав взял-таки первый приз и всю жизнь потом им гордился.

На “лошадиной почве” Козловский сдружился с Маршалом Советского Союза Семеном Буденным. Тот часто гостил у певца.

— Вот на этом стуле, Михайло, что ты сидишь, Маршал любил восседать. Бывало, примет несколько рюмок водки, возьмет гармонь и пойдет в пляску, играя и припевая: “Ах, милашка, скинь рубашку! На тя голу погляжу!” Семен Михайлович часто вывозил меня на приемы, которые устраивал Сталин. На одной из вечеринок потребовал, чтобы я спел украинскую народную песню. А Сталин удивился: “Зачэм такому пэвцу, как Козловский, навязывать, что он хочэт пэть. А он хочэт спэть арию Ленского.

Конечно же я исполнял Ленского. Как будто для таких, как я, существовала альтернатива. В другой раз жалуюсь ему на то, что меня не отпускают за границу.

— А вдруг вы возьметэ и сбежитэ.

— Да вы что, Иосиф Виссарионович, — говорю ему возмущенно. — Да для меня красивее родной Марьяновки нет ничего в мире.

— Как вы замэчательно сказали о своей Марьяновке! Вот и поезжайтэ туда и нэ майтесь дурью. Нэзачэм вам эта сраная заграница.

Ну что я мог ему возразить.

Гнетущие времена тоталитаризма Козловский вообще вспоминал очень сдержанно и, как мне казалось, почти не осуждающе. Часто подчеркивал, что нынешнее поколение бездумно и взахлеб упрощает прошлое: “Я не судья нынешнему поколению, но удаль, бесшабашность, категоричность к тем, кто служил культуре в прошлом, тем более к тем, кто уже ушел из жизни и не может никак себя защитить, не самое лучшее поведение, и я его не приемлю.

Даты, 03.03.2017




Комментарии

!!!Автор статьи и единственный её правообладатель - ресурс , если кто-то додумается испортить себе репутацию в глазах поисковых систем и полностью сдуть мой текст, то поставьте ссылку на мой ресурс ahuman.ru! Иначе вас покарает летающий макаронный монстр, а ваши штаны будут постоянно мокнуть в людных местах.

Самое интересное:




Интересное на сайте:


Ресторан на Крещатике – самое лучшее место для проведения роскошной свадьбы

Алфавитные указатели имен

Мэтт Покора: биография певца



2010-2017 © aHuman
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.

По любому поводу (да и без повода тоже) пишете нам на: ogretape@yandex.ru
28 запроса, 0,336 секунд, 26.47 Мб
Яндекс.Метрика