Главная   ◊   Женский раздел   ◊   О сайте



Биографии певцов

Биографии певцов

Биография Улан Барбаевны Лиджиевой 28.02.2013 07:56 Улан Лиджиева родилась 16 июля 1912 года в с. Иванчук Камызякского района Астраханской области в семье рыбака. Уже с 12 лет стала работать на рыбном промысле. Впервые она соприкоснулась с песенным фольклором рыбацких артелей. Некоторые из песен запомнились ей на всю жизнь. Известный исследователь калмыцкой музыки М. Л. Тритуз в своей книге Музыкальная культура Калмыцкой АССР приводит пример одной из рыбацких песен Матьхр иштә чавчур , которую ему напела Улан Лиджиева. Музыкальная одаренность и великолепные слух и память позволяли будущей певице постепенно накапливать песенный репертуар, сохраняя и по-своему интерпретируя отдельные образцы из огромного пласта народных песен. Песенное исполнительство стало основным смыслом, а песня постоянной спутницей ее жизни. Где бы ни работала Улан Лиджиева, как бы ни складывалась ее судьба, везде являлась участницей самодеятельных музыкальных кружков. В 1935 году в Калмыкии состоялась первая республиканская Олимпиада самодеятельного творчества. В этой Олимпиаде участвовала Улан Лиджиева – молодая учительница из поселка Приволжский. Она выступала в хоровых и танцевальных номерах, пела в вокальном дуэте. Организационная комиссия, отметив ее несомненный талант, рекомендовала ее на краткосрочные актерские курсы при Калмыцком техникуме искусств в Астрахани. По окончании обучения У. Б. Лиджиева работает в Калмыцком театре и сразу стала одна из ведущих актрис.

Напряженная работа в театре отнюдь не ослабила интереса талантливой артистки к музыке. Она с большой любовью работает над калмыцкими песнями, выступает на концертах, записывается на радио. В марте 1939 года Улан Лиджиева принимала участие в Днях калмыцкой литературы и искусства в Москве. Отмечая творческий рост актрисы, всеобщее признание исполнительского мастерства в области театрального искусства и народной музыки, Президиум Верховного Совета Калмыцкой АССР Указом от 7 октября 1939 г. присвоено ей звание Заслуженная артистка Калмыцкой АССР.

В свой репертуар Улан Лиджиева включала не только народные песни, но и песни первых калмыцких мелодистов С-Г. О. Дорджина и Б. Буханкова, пропагандируя, таким образом, их творчество. С особой любовью вспоминает о своей встрече с песней Нююдля . Песню Нююдля я впервые услышала в Астрахани, в госпитале, куда пришла навестить Бадму Джимбеева, актера драмтеатра, воевавшего в годы войны в рядах 28 Красной Армии. Послушав песню, я сразу выучила ее – так она мне понравилась. По моей просьбе ее записала пианистка ансамбля О. Зурабова. Впервые я спела Нююдлю в подразделении, которое направлялось на фронт из Астрахани. Естественно очень волновалась: как примут ее бойцы, не знающие калмыцкого языка. Выйдя на сцену, я вкратце рассказала содержание песни, сообщила, что автором является находящийся на излечении в госпитале города сержант Красной Армии. Нююдля была встречена на бис . Признаться, я прослезилась. Всегда волнуюсь, когда вспоминаю тот концерт. Потом в моем исполнении ее передали по астраханскому радио, а в июне 1943 года я спела ее в Элисте. Прием был таким же восторженным, как и в Астрахани. С тех пор она стала любимой песней народа.

В годы сибирской ссылки калмыцкого народа Улан Лиджиева проживала в Красноярском крае. Ни тяжелый недуг, ни испытания выпавшие на долю всего калмыцкого народа не смогли сломить актрису. Преодолевая физическую боль, Улан Барбаевна участвует в агитбригаде, выступает в концертах.

Первой ласточкой, возвестившей о благоприятных переменах в жизни калмыков, стала трансляция калмыцких песен по Всесоюзному радио. Песни передавались в исполнении Улан Лиджиевой, и теперь с ее голосом у калмыков связаны воспоминания о своем возвращении на родную землю.

Вернувшись в Калмыкию и победив болезнь, Улан Барбаевна вновь играет на сцене драматического театра, записывает песни на калмыцком радио. Ее творческая деятельность неоднократно отмечалась почетными грамотами.

Каляев С.К. из рассказа Рождение театра Примерно такая же история произошла со студентом второго курса Астраханского пединститута Сангаджи Лиджиевым и его супругой, учительницей Калмбазаринской школы Улан Лиджиевой. которых долго не хотели отпускать. К счастью, наши усилия и надежды оправдались: Улан Барбаевна Лиджиева впервые в истории калмыцкого народа заслужила почетное звание заслуженной артистки Калмыцкой АССР. Она пользуется популярностью не только как драматическая актриса, но и как прекрасная певица. На театральной сцене ей удавалось воплощать роли драматические, играла просто и убедительно. На чужбине, потеряла самых близких людей – родителей и сыновей. Болезнь сковала и ее: она не могла передвигаться самостоятельно. Прикованная к постели мужественная женщина не сломалась. Наоборот, она продолжала петь, заражая оптимизмом окружающих.

С именем Улан Лиджиевой связано одно удивительное событие. Оно явилось предвестником перемен в жизни тех, с кем семья Лиджиевых разделила печальную участь «безвинно виноватых». Накануне хрущевской оттепели, в 1956 году, ссыльные калмыки впервые за много лет услышали по центральному радио песни в исполнении Улан Лиджиевой. Так появилась надежда на освобождение. Ее называют калмыцкой Эдит Пиаф, «наш степной жаворонок» — вестник весны. Такие песни, как Агчин улан бетк , Сартг эрәтә сиитц и многие другие, в ее исполнении звучат бесподобно и пока еще никем не превзойдены.

2:56 Улан Барбаевна Лиджиева Диилврин дун — Песня Победы, сл. М. Хонинова, муз. У. Лиджиевой (2:56.

2:35 У.Б.Лиджиева/муз. и сл. Б.Буханкова Деләш Седклд төрсн айсмуд гидг боомгас (2:35.

1:13 Лиджиева Улан Барбаевна Аавин Һанц чамаһан (1:13.

2:58 Улан Барбаевна Лиджиева Нүүдлә (2:58.

3:13 У. Б.Лиджиева. Иньгтән нерәдсн дун (3:13.

2:10 Улан Барбаевна Лиджиева Хөөчин дун — чабанская песня. Сл. М. Хонинова, муз. У. Лиджиевой (2:10.

3:10 У.Б.Лиджиева. Кеемә (3:10.

Биография Валентина Бадминовна Ильцаранова родилась 16 октября 1939 года. Её творческая биография начинается по возвращении калмыцкого народа из Сибири. После учебы в Элисте и Москве в 1961 году Ильцаранова стала солисткой Калмыцкого государственного ансамбля песни и танца Тюльпан . в 1965г. удостоена звания Заслуженная артистка Калмыцкой АССР В 1974 г. окончила Всесоюзную театральную эстрадную мастерскую. В классе народной артистки С.П. Яунзен изучала песни народов мира. В 1978 г. вместе с коллегами по Тюльпану стала дипломанткой Всесоюзного смотра ансамблей песни и танца в Москве. В 1981 г.удостоена звания Народная артистка Калмыцкой АССР В1982г. окончила Элистинское музыкальное училище, вокальное отделение, преподавателем был Цебеков А.О-Г. заслуженный деятель искусств РФ. В1984г. удостоена звания Заслуженная артистка РСФСР В 1987г. стала лауреатом премии КАССР, им. Героя Советского Союза О.И.Городовикова. В 1994г. Указом Президента России удостоена звания Народная артистка РФ в 2000г. удостоена звания Почетный гражданин Республики Калмыкия Для поклонников Валентина Бадминовна была олицетворением народного таланта. За уникальный тембр голоса в народе ее звали степным жаворонком . Каждая песня в исполнении артистки становилась шедевром вокального искусства: Харада , Эльстин вальс , Торга , — эти песни стали визитной карточкой Валентины Бадминовны. Во всех произведениях певица пела о красоте родного края. Ильцаранова много гастролировала по республике и за ее пределами, была всегда готова ехать в самые отдаленные села Калмыкии. Особое место в творческой биографии артистки занимала работа в Национальном оркестре Калмыкии. Болея душой за калмыцкое искусство, певица делилась с молодым коллективом своим опытом, богатством своего репертуара, старалась поддерживать начинающих исполнителей. Неиссякаемая энергия Валентины Ильцарановой, ее фанатичная преданность своей певческой профессии стали для молодого поколения вокалистов ярким примером верного служения музыкальному искусству.

Она ушла из жизни 14 января 2010г.

3:34 В.Ильцаранова, үгнь болн көгҗмнь Увшан Альчан Явана Цецгәрич Хальмгминь (3:34.

1:23 Ильцаранова Валентина Бадминовна Ээҗдән нерәдсн дун (1:23.

2:05 В. Ильцаранова Зул (2:05.

4:07 В.Б. Ильцаранова (Анс. Тюльпан) Харада — ласточка (4:07.

2:09 В.Б.Ильцаранова Элстин вальс (2:09.

4:05 В. Ильцаранова Бадм цецгин туск домг-Легенда о лотосе (4:05.

1:44 Ильцаранова Валентина Кеемә (1:44.

3:07 В.Б.Ильцаранова Теегин торhа — степной жаворонок (3:07.

летопись эпохи Булгун Бюрчиевны Манджураковой.

Летопись эпохи Булгун Манджураковой.

В республике продолжаются мероприятия, посвященные 85-летию народной артистки Калмыкии, исполнительницы народных песен Булгун Манжураковой. Кандидат филологических наук Мингиян Лиджиев представил на суд зрителей книгу, посвященную ее жизни и творчеству. Первыми, кому удалось познакомиться с изданием – это коллеги, друзья, родные, близкие певицы.

Эта книга – словно летопись целой эпохи, эпохи Булгун Манжураковой. Именно так говорят те, кто был знаком с легендарной артисткой. Презентация этого издания – еще один повод собраться вместе и вновь встретиться с человеком уникального таланта. Булгун Манджуракова ко всем может найти подход. Наверное, поэтому каждый считает ее не только своим учителем, но другом, советником, наставником.

Мингиян Лиджиев хоть и не был учеником Манджураковой, но всегда и был и остается ее почитателем. Идея издания книги зародилась давно, говорит он. Но за долгие годы творчества в архивах скопилось огромное количество материалов и записей артистки, что для обработки всех источников понадобилось несколько лет.

Ее жизнь с самого детства была связана с национальным искусством. Музыкант от бога она всю свою сознательную жизнь провела с домброй в руках. Поклонники ее творчества в один голос уверяют: она до сих пор молода душой, полна сил и готова дальше делиться своим мастерством. Ее имя неразрывно связано с калмыцким телевидением, где она проработала со дня его основания, и с ансамблем «Тюльпан.

В книгу вошли биография, воспоминания и фотоматериалы Булгун Манджураковой. Сама виновница торжества призналась, что выход в свет этой монографии – лучший подарок к юбилею. Несмотря на возраст, она продолжает петь и играть. А вот это уже подарок для всех ее бывших, нынешних и, без сомнения, будущих поклонников и учеников.

Юбилей народной артистки Калмыкии.

В эти дни свой 85-летний юбилей отмечает народная артистка Калмыкии, любимая исполнительница народных песен и мелодий многих поколений Булгун Манджуракова. Вся её жизнь с самого детства связана с национальным искусством. Музыкант от бога она всю свою сознательную жизнь провела с домброй в руках. Будучи еще и ветераном калмыцкого телевидения, она до сих пор остается молодой и полной сил, и готова и дальше делиться своим мастерством.

На телевидении Булгн Манджуракова работала со дня его основания в 1967-м году. Тогда все передачи шли в прямом эфире, и паузы между ними тоже нужно было заполнять вживую. На тот момент Булгун Бюрчиевна уже была солисткой знаменитого самодеятельного музыкально-хореографического коллектива «Теегин айс» в совхозе Степной Сарпинского района. В общей сложности на профессиональной сцене она проработала больше 50-ти лет, из которых почти сорок солировала в оркестре Государственного ансамбля «Тюльпан.

В роду Манджураковых все любили петь и играть на народных инструментах. Едва ей исполнилось 6 лет, мама стала обучать дочь игре на домбре. В 10 лет талантливая девочка приняла участие в республиканском смотре народного творчества. Это был ее первый выход на большую сцену. Ну а когда семья оказалась в Сибири, Булгун и там стала звездой молодежных вечеринок, на которых пели и плясали под калмыцкую домбру и русские, и казахи. На протяжении полувека бережно хранит Булгун домбру, подаренную ей подругой из Казахстана. С ней она проехала весь мир.

У нее много друзей и поклонников. Накануне, с юбилеем народную артистку приехала поздравить от имени руководства республики министр образования, культуры и науки Лариса Васильева. По её словам официальное чествование юбилейной даты состоится в начале октября. К этому времени в свет выйдет книга, в которую войдут биография, воспоминания и фотоматериалы Булгун Бюрчиевны. Уже возраст не тот, да и слышу плохо – смеётся сегодня Манджуракова, но, несмотря на это она продолжает петь и играть, ведь это и придаёт ей силы.

Валентина Нимгировна Гаряева родилась 8. 03. 1939,в с. Яшкуль, Калмыцкой. АССР — советская певица (меццо-сопрано). Народная артистка РСФСР (1979). Депутат Верховного Совета Калмыцкой АССР 6-го созыва. Окончила музыкальное училище в г. Элиста, в 1969 совершенствовалась в Москве у И. П. Яунзем. С 1958 солистка ансамбля песни и танца Тюльпан (Элиста). Валентина Гаряева —народная артистка России, кавалер ордена Дружбы народов СССР, Почетный гражданин республики Калмыкия. Её имя – целая эпоха в вокальном искусстве Калмыкии. Солистка ансамбля песни и танца «Тюльпан», ей присуждена Государственная премия Калмыцкой АССР имени О. И. Городовикова. Певица — активная собирательница калмыцкого музыкального фольклора. Помимо калмыцких она исполняет песни других народов нашей страны (на пятнадцати языках). Гастролировала за рубежом. Когда поет Валентина Гаряева, перед глазами встают картины родной степи: то опаленной жгучим июльским солнцем, то завьюженой колким январским снегом, то под майской радугой стелющейся мягким влажным ковром весенних трав и цветов. Когда поет Валентина Гаряева,то, говоря стихами Давида Кугультинова, посвященными ей: . Чарует песнь И ощущаешь ты: Прекрасна жизнь в своем великолепье И — близко исполнение мечты (Перевод с калмыцкого Д. Долинского и В. Стрелкова.

Как пишет в своей статье Спасибо женщинам за это Людмила НАМРУЕВА,заведующая отделом социально-политических и экономических исследований КИГИ РАН. Женщины современной Калмыкии играют заметную роль в процессе возрождения калмыцкой культуры: сохранении и восстановлении памятников истории, бытовых, художественных народных традиций, усилении этнозащитной функции культуры народа. Одними из основных задач современной калмычки являются — вос­питать почтение к заветам и традициям предков, стремление к поддержанию обычаев, принятие и признание детьми тех ценностей, которые продолжают существовать в традиционной культуре и религии калмыков. Во многом от женщины зависит сохранение этничности, культурной идентичности, самобытности народа Представить современное искусство Калмыкии без песен У. Лиджиевой, В. Гаряевой, В. Ильцарановой невозможно, ибо в их песнях заложены вся красота калмыцкой степи, мудрость и величие народа. Улан Лиджиева -первая народная артистка Кал­мыцкой АССР, которая оставила богатое песенное наследие. Многие ее песни, ставшие народными, не перестают и никогда не пе­рестанут покорять слушателей своей искренностью, глубиной чувств, задушевностью. В трудные годы сибирской депортации (1943-1956 гг.) калмыки после трудового дня, изнурительной работы на лесоповале, собирались у Улан Барбаевны и слушали калмыцкие песни, которые помогли им выстоять, не сломиться, потому что в них была скрыта несокрушимая сила духа народа. Другая певица, Валентина Гаряева, является первой из калмыков, кому было присвоено звание Народной артистки России. Ее творческая жизнь — это целая эпоха в истории калмыцкой песни. Ей, как никому другому, удалось донести до слушателей все богатство народных песен, ут дун — протяжной песни без музыкального сопровождения — и ахр дун (куплеты) под аккомпанемент домбры.

Народную артистку России Валентину Ильцаранову в народе ласково называют степной жаворонок за ее высокий, чистый с переливами голос. У нее богатый репертуар самых разнохарактерных произведений музыкального народного творчества, которые во всей красе показывают силу и красоту калмыцких песен.

Рассматривая роль женщин в развитии современной калмыцкой культуры, необходимо назвать Татьяну Эвееву — компози­тора. Ее музыка пронизана мыслью о том, что надо жить в единении с природой -. ведь окружающий мир — общий дом не только для сегодняшних, но и для будущих поколений.

Народные праздники Цаган Сар, Үр Сар, Зул, возведенные в ранг государственных, благодаря усилиям женщин, которые на уровне семьи, небольших организаций приобщают население республики, прежде всего молодежь, к богатейшему наследию предков, получают новый импульс в развитии. Женщины.

Заслуженная артистка России и Калмыкии, лауреат Государственной премии комсомола Калмыкии им. Э. Деликова Антонина Мукаева отметила в 2012г. свое 70-летие. Мукаева Антонина Георгиевна (1942 г.), певица, заслуженная артистка России.Родилась в 1942 году в селе Промысловка Долбанского улуса Калмыцкой АССР (ныне Астраханской области).В творческом вечере в честь этой даты приняли участие ансамбль песни и танца «Тюльпан» и ученики певицы Церен Эренценов, Максим Очиров и Айса Брюгидикова.

— Ребята очень способные, дипломанты и лауреаты различных творческих конкурсов. Прекрасно знают родной язык — в их репертуаре много калмыцких песен. Азам вокального искусства я обучала их в Элистинской многопрофильной гимназии, где работаю педагогом дополнительного образования с 2005 года. Айса Брюгидикова, успешно окончив Элистинское училище искусств им. П. Чонкушова, поехала в этом году в Москву поступать в Российскую академию музыки им. Гнесиных, — делится Антонина Мукаева. – Работа с детьми доставляет мне огромное удовольствие. Рядом с ними забываешь о собственном возрасте и проблемах. И хотя муж с дочкой говорят, мол, пора на отдых, не могу сидеть без дела.

— Антонина Георгиевна, начинали вы.

— В 16 лет началась моя карьера. После Сибири мы вернулись в родные места – в с. Бударино Лиманского района. До высылки калмыков это был посёлок Нәрн һазр Долбанского улуса КАССР. Здесь в 1958 году окончила десятилетку. В школьные годы вместе с братьями участвовала в художественной самодеятельности. Собственно, на публику выходила уже в детсадовском возрасте – пела, танцевала, читала стихи. Дома часто устраивали импровизированные концерты. Мама играла на домбре, братья — на гитаре, гармошке, балалайке, баяне. Отец прекрасно пел, особенно калмыцкие протяжные песни. А я в носочках танцевала, непременно на столе, чтобы все видели. Не отходила от репродуктора во время музыкальных передач, подпевала. Крутила-вертела его, чтобы узнать, откуда же голоса раздаются. Как вспоминала мама, я постоянно твердила, что стану артисткой и буду петь, как радио.

— Ваша мечта сбылась. О вас узнали не только в Калмыкии.

— Этим я обязана Государственному ансамблю песни и танца, который позже назвали «Тюльпаном». В 1957-58-м годах его руководители постоянно разъезжали по селам в поисках одаренной молодежи. Однажды к нашему дому подъехал «Кубанец». Вышли из него трое солидных мужчин и сразу к родителям: «Покажите свою девочку. Что она умеет?». Мама, не знавшая русского языка, ничего не поняла. К тому же они ей не понравились, особенно художественный руководитель ансамбля Яков Абрамис — длинноносый, в очках, сквозь которые сверкали глаза навыкате.

И хотя я была шустрой, боевой девочкой, тоже не могла понять, что от меня требуется. Нарма Эрендженов, директор коллектива, на калмыцком языке стал объяснять цель приезда. Спросил, какие песни знаю. «Степь да степь кругом…», — отвечаю. Тут же на баяне Сергей Бадма- Горяев, музыкант оркестра, стал наигрывать мелодию. Я спела и сплясала украинский, русский, молдавский танцы. Причем в костюмах, которые мне сшил для выступлений в местном клубе старший брат. «Хорошая девочка, ритмичная, музыкальная. Забираем с собой в Элисту». Мама в шоке: « отхн күүкән күүнд өгшгов Не отдам никому младшую дочь » Абрамис: «Вы угробите ее А я сделаю из нее известную артистку ». Брат Иван: «Мама, ты же не хочешь, чтобы она всю жизнь дояркой проработала.

Через три дня я была в Элисте. Только здесь узнала, кто привез меня, как зовут их и кем являются. Встретили меня в коллективе хорошо. Начались трудовые будни с ежедневными многочасовыми изнуряющими репетициями. По вечерам в бараке на песках, где жили вместе с другими девочками из ансамбля, часто плакала, вспоминая беззаботную жизнь маминой любимицы. Всего 16 было мне тогда. Но благодарна судьбе, что прошла хорошую школу у таких мастеров сцены, какими были первые руководители «Тюльпана.

— Свое обещание Як.

4:31 Антонина Мукаева (Анс. Тюльпан) Бамб цецг (4:31.

3:12 Антонина Мукаева (Анс. Тюльпан) Эк (3:12.

Калмыцкое народное музыкальное искусство до Великой Oктябрьской социалистической революции существовало только в устной народной традиции. Народная песня была одноголосной и исполнялась в особой манере вокализации на гортанном звуке нар. певцами — дуучи и джангарчи (исполнители эпоса). Ладовую основу песен составляет диатоника с сохранением отдельных пентатонических оборотов. Протяжные песни — ут дун относятся к древней музыкальной культуре калмыков, их разнообразное содержание отразило патриархально-родовой быт кочевого скотовода, картины природы. Протяжные песни отличаются импровизационностью, нередко лишены метроритмичной определённости, для них характерны квартово-квинтовые интонации, скачки на сексты и септимы, обилие орнаментальных украшений. Ниспадающие мелодические скачки заполняются обычно глиссандированным скольжением голоса. Звуковой объём протяжных песен зачастую превышает октаву. В протяжных песнях исполнители добавляют гласные буквы, слоги и концовки, расширяя тем самым мелодическую линию и дробя длительности на более мелкие доли. Короткие песни — ахр дун более просты, в них преобладают куплетная форма, квадратная структура и чёткий ритм (встречаются и неравнодольные такты). Мелодии коротких песен рельефны и развиваются на основе варьированно -повторяющихся попевок. В жанре ахр дун создаются современные советские песни: трудовые, военные, лирические, бытовые и др. К этому жанру примыкают песни-шутки, песни-танцы, близкие частушкам — келҗ дуулдг дун (что означает пение говорком ). Мелодика такой песни в большинстве случаев построена на скороговорке, каждому слогу текста соответствует одна нота. В отличие от протяжных, короткие песни исполняются под аккомпанемент домбры или саратовской гармоники. Музыка калмыцких народных танцев разнообразна по мелодике, её отличает чёткий ритм. Моторно-оживлённый, огневой темп свойствен мужскому танцу, женские связаны с более напевными и закруглёнными мелодиями. Танцы сопровождаются игрой на двухструнной домбре. В Калмыкии были распространены разнообразные муз. инструменты: ятха, товшур, хур (струнно-щипковые и смычковые); бюшкюр, гангдн, бюря, ухр-бюря (деревянные и медные духовые); кенкерге, цанг, арамбру (ударные) и др. Ныне они вышли из употребления, их вытеснили домбра и гармоника. После Oктябрьской революции 1917 широкое развитие получает самодеятельное музыкальное искусство. Создаются хоровые и танцевальные коллективы, домбровые оркестры. Происходит процесс перехода от унисонного хорового исполнения к 2-3-голосному. Создаются новые песни, воспевающие новых героев и новую жизнь. Этапным в развитии национального музыкального и театрального искусства стал музыкальный спектакль Улан cap ( Красный месяц , 1931, Саратов), в котором участвовали хор (120 участников), танцевального группа (40 чел.), симфонический, домбровый, духовой и хуральный оркестры, явившиеся первыми национальными музыкальными коллективами. Большую помощь в становлении профессиальной музыкальной культуры Калмыкии оказали музыкальные деятели других республик. В 1934 в Москве был издан сборник народных песен, записанных М. Л. Тритузом, затем обработки калмыцких народных песен (Д. С. Васильев-Буглай, З. Л. Компанеец и др.), появляются произв. для симф. оркестра, написанные на основе калм. фольклора (В. А. Гайгерова, А. Э. Спадавеккиа, Б. Б. Ямпилов, Ж. А. Батуев). Плодотворно работают в области калм. проф. музыки М. О. Грачёв (автор оркестровых и вок. произв. в т.ч. кантаты На земле калмыцкой , 1962), П. Чонкушов. В 1926 в Астрахани основана Калм. драм. школа, в которой были классы фортепиано. теории музыки, хоровой, в 1930 организуется техникум искусств с музыкально-драматическими и хореографическими отделениями, а в 1937 в Элисте — детская музыкальная школа. Преподавателями в этих уч. заведениях были русские музыканты (П. В. Беляев, Н. А. Бубнов, А. X. Степанова, М. Л. Тритуз, Е. Я. Тимухин, О. А. Зурабова). Видную роль в развитии национального м.

17-07-2012, 14:50 УЛАН БАРБАЕВНА ЛИДЖИЕВА.

ПОД ПЕСНИ В ЕЕ ИСПОЛНЕНИИ, КОТОРЫЕ СТАЛИ ТРАНСЛИРОВАТЬ В 1957г. ПО ВСЕСОЮЗНОМУ РАДИО, КАЛМЫКИ ВОЗВРАЩАЛИСЬ ИЗ СИБИРСКОЙ ССЫЛКИ.

Хальмг таңһчин ууһн артистк болн билгтә дууч Улан Лиджиева эн җил зун нас зүүх бәәсмн. Киитн хол Сиврт хальмгуд Улан Барбаевнан дуулсн ду сонсчкад, у-өргн теегтән күрсн мет болдг билә. Өдгә цагт Хальмгин баһчудын ик зунь мана еңсг сәәхн хоолта Улан Лиджиеван дуулсн дуд сәәнәр медхш.

Эн өдрмүдт Улан Барбаевна Лиджиевнан зун жилин өөн күцх бәәсмн. Эн дуучин тускар өдгә цагт мана әмтн меддв аль угай.

Лиҗин Улан миңһн йисн зун арвн хойрдгч җилд Әәдрхнә областин Камызәкс района Иванчук селәнд заһсч Барба Качаеван өрк — бүлд төрсмн. Миңһн йисн зун һучн зурһадгч җилд баһ наста күүкн Әәдрхн балһсна урлгчин/искусствин сурһуль/техникум чиләһәд, төрскн һазрурн ирәд түрүн хальмгин театрт/җөҗгин күрәлңд ирж көдлв. Хальмг Танһчин болн моңһл орн — нутгин олн — әмтнә җөҗгч/артистк Клара Сельвина баһ цагтан нертә, дамшлта җөҗгчлә/артистклә таньлдсн билә. Энүнә эк — эцкнь билгтә күүкд — күүнлә Сиврүр туугдсн кемлә нег вагонд йовсн билә. Мана өрк — бүл Лиҗин Уланд йир дурта бәәсмн. Красноярск крайд бәәхләрн цуг хальмгуд зуг эн күүкнә герт хурдг бәәсмн. Улан дуулхларн даңгин төрскн һазриннь тускар дуулдг билә. Эндр өдр энүнә тускар хамдан көдлҗ йовсн артистнр бүлән үгәрн энүг санна.

Хальмг Таңһчин әмтн нертә артистк Лиҗин Улана нериг эндр өдр чигн мартад уга. Хамдан олн җилдән нег герт бәәсн улс Лиҗин Уланыг сәәнәр меднә.

Хальмгудын тууҗд түрүн болж Лиҗин Уланд ачта артисткин цол зүүлгдсн билә. Тәәз деер һархларн Лиҗин Улан олн зүсн дүр күчтә кевәр наадг бәәсмн.

«Нүүдлә», «Агчин улан бетк», «Сартг эрәтә сиитц», «Деләш» болн нань чигн дуд Улан Барбаевна цуг седклән өгч дуулсн билә. Улан Барбаевната әдл еңсг сәәхн хоолта дууч һарад уга гиҗ эндр өдр келҗ болҗана. Билгтә дуучин нерн олн — әмтнә санлд мөнкинд үлдхнь лавта. Аҗин Светлана, Хулхачин Николай.

25 марта 2013, 12:43 Годы творчества и успеха.

22 марта состоялся торжественный вечер «Годы творчества и успеха», посвященный 50-летию районного Дома культуры и ансамбля народного танца «Дольган», а также 25-летию народного ансамбля калмыцкой песни « Лагань». В нем приняли участие заместитель председателя правительства РК, министр образования, науки и культуры РК Лариса Васильева, глава администрации Лаганского РМО, секретарь Местного отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Манджиев, ветераны культуры, гости.

Впервые районный Дом культуры, построенный колхозом « Каспиец» под руководством председателя А.М.Гладченко, распахнул свои двери в 1961 году. Тогда же были созданы первые хоровые коллективы и ансамбль калмыцкого танца «Дольган». В разное время коллектив РДК возглавляли – И.М.Кулагин, Л.Зверева, В.К. Логинов, В.М. Зверев, Л.Э-Г Басангова, З.У.Оконова, В.М.Лиджи-Горяев, Г.У.Очиров, И.А.Козловцева.

В настоящее время в районном Доме культуры 5 коллективов имеют звание «народный»: ансамбль танца «Дольган», ансамбль русской песни «Каспийчанка», народный театр «Анданте», ансамбль калмыцкой песни «Лагань», ансамбль народных инструментов. Функционируют образцово- художественный коллектив эстрадной песни «Хочу стать звездой», 4 любительских объединения и клубы по интересам.

В творческих коллективах РДК занимаются более 200 участников художественной самодеятельности, с которыми многие годы работают Заслуженный работник культуры РК Владимир Лиджи-Горяев, Цаган Сакилова, Светлана Черняева, Валерий Высочин, Валерий Алейников, Лариса Нимгирова, Ольга Откидычева, Александр Сакилов. Коллектив районного Дома культуры, который возглавляет опытный работники культуры Татьяна Высочина. В 2010 году коллектив РДК стал лауреатом в приоритетном национальном проекте «Культура» на премию Главы РК в номинации « Лучшее муниципальное учреждение культуры.

Теплые слова были посвящены памяти старейших ветеранов культуры Эрдни и Евдокии Мукабеновых, Эльдя и Анны Дуладжиевых, Андрея Козловцева, Юрия Григорьева, Улан Дорджиевой, Галины Васильевой, Сергея Ниджляева, Марии Гайдуковой, Бовы Эдяшевой, Варвары Черновой, Алексея Нармаева, Павла Очир-Горяева, Константина Горшенина, Боси Хараевой. Свой весомый вклад в развитие художественной самодеятельности района внесли ныне здравствующие участники художественной самодеятельности Василий Манджиев, Анна Надяева, Владимир Тутаев, Зинаида Лиджиева, Николай Дуладжиев, Сакка Басангов, Надежда Соловьева,Нина Степанова,Антонина Шишкина, Виктор Зверев, Андрей Очир-Горяев.

Со сцены районного Дома культуры ушли в большое искусство известные ныне артисты Эдуард Бурлаков, Борис Очкаев, Анна Очкаева, Алла Эрдни-Горяева, Савр Катаев, Сергей Дорджи-Горяев, Наталья Тапкинова.

Поздравляя коллективы районного Дома культуры, народных ансамблей « Дольган» и.

«Лагань» от имени правительства, Лариса Васильева отметила, что лаганская земля всегда была богата талантами, здесь сохранены творческие традиции, песенное и танцевальное искусство. Ансамбль « Дольган» достойно представляет республику на российских площадках. На уровне государства, заверила она, будет и впредь поддерживаться подвижнический труд работников культуры. В дар Дому культуры от Министерства образования, науки и культуры ею преподнесены 4 домбры и работа астраханского художника В.Малеева.

«Жив человек не только работой… Даже в тяжелые ссыльные годы людей спасали песни и танцы. Вспомним, как воспрянули все, когда услышали по радио песню Улан Барбаевны Лиджиевой. После возвращения начался подъем народного творчества, искусства. Это наше наследие. И мы должны сохранять его, развивать и гордиться тем, что создал народ. Название ансамбля «Дольган» символично: пусть волна за волной – растет нескончаемый поток народного творчества»,- сказал глава района Андрей Манджиев. Он также отметил, что к юбилею районом презентованы: ансамблю «Лагань» — новые костюмы, «Дольгану» — новые сапоги, а также средства в сумме 20 тыс. рублей на приобретение.

Сангаджи́-Гаря́ Оджака́евич Дорджи́н (21 мая 1908, Калмыцкий Базар, Астраханская губерния, Российская империя — 30 сентября 1946, Абакан, РСФСР) — первый калмыцкий композитор, заслуженный артист Калмыцкой АССР.

Сангаджи-Гаря Оджакаевич Дорджин родился 21 мая 1908 года в селе Калмыцкий базар Калмбазаровского уезда Астраханской губернии, который позже был переименован в поселок Кануково Приволжского района Калмыцкой АССР, в многодетной семье, отец его занимался рыбным промыслом, а мать была домохозяйкой.По калмыцкому обычаю восьмилетнего Сангаджи-Гарю отдали послушником в хурул, учеником к ламе, дальнему родственнику. В хуруле он познакомился с организацией и особенностями буддийской храмовой музыки, которая оказала огромное влияние в его последующее творчество жизни. Проучившись пять лет, он был вынужден прервать обучение в связи с закрытием хурула. В 1925 году окончил улусную школу. В последующие годы учился в Совпартшколе, заведовал избой-читальней в родном селе[1.

В 1930 году поступил в Московский институт иностранных языков, где изучал французский язык, однако он был вынужден уйти с 3-го курса, в связи с тяжёлой болезнью отца. В 1933—1937 годах он работал сотрудником Приволжского улусного исполкома, уполномоченным областного профсоюза работником просвещения, секретарем Черноземельского улускома комсомола, где проявил себя талантливым организатором и дисциплинированным работником[1.

В 1933—1937 гг. исполнял должность уполномоченного областного профсоюза работников просвещения, был сотрудником улусного исполкома. В 1937 году его пригласили в ассистенты художественного руководителя созданного тогда Государственного ансамбля песни и пляски, дирижёром оркестра народных инструментов. В оркестре кроме народных инструментов были скрипка и духовные хурульные инструменты (ганлинг, бүрә). В это же время он окончил заочные курсы по музыкальной подготовке в городе Саратове, освоил оркестровку и основы дирижирования[1]. В 1940 году были проведены праздничные мероприятия, посвященные 500-летию героического эпоса «Джангар», даны концерты в Москве. Впервые осуществлена трансляция концерта ансамбля из радиостудии Коминтерна для Китая и Франции, так впервые калмыцкую музыку услышали другие страны. В том же году было присвоено Почетное звание «Заслуженный артист Калмыцкой АССР»[1.

В 1941 году официально назначен художественным руководителем Калмыцкого национального ансамбля песни и пляски, музыкальным руководителем Калмыцкого драматического театра. С началом войны добровольцем уходит на фронт, служит в 110-й Кавалерийской дивизии, но вскоре был отозван по брони. В 1941 – 1943 годах из оставшихся артистов театра и ансамбля была организована концертная бригада, музыкальным руководителем был назначен С.-Г. Дорджин. В 1943 году он был послан в Бурятию вместе с Эренженовым Н.Ц. с просьбой о помощи театру костюмами и инструментами. Возвращаясь из командировки, С-Г. Дорджин был задержан в Москве и по национальному признаку депортирован, как и все калмыки в Сибирь. В 1944 году в тяжелейших условиях из бывших артистов театра и ансамбля организовал концертную бригаду, которая исполнила народные калмыцкие танцы и песни. Это была огромная поддержка калмыцкому народу в его бедственном положении. С-Г. Дорджин проявил гражданское мужество, про таких людей монголы говорят «человек длинной воли», т.е. человек, сохраняющий при любых обстоятельствах твердость характера и чистоту своей духовности.

В Сибири работал в Хакасском областном театре и в местной музыкальной школе. 30 сентября 1946 года Сангаджи-Гаря Дорджин скоропостижно скончался в Абакане. После себя он оставил всего 17 песен «Саглр», «Торга» и др.

Санджи-Гаря Дорджин написал музыкальную композицию на калмыцком языке «Страна Бумбы». Страна Бумбы, песни для голоса (хора) в сопровождении фортепьяно/свободная обработка М. Грачева, русский текст М. Лапирова. — Элиста, НПП «Джангар», 1998. — 61 стр. — ISBN 5-7102-0195-2. Именем композитора названа детская музыкальная школа № 1 в Элисте.

(продолжение) Санджи-Гаря Дорджин написал музыкальную композицию на калмыцком языке «Страна Бумбы». Страна Бумбы, песни для голоса (хора) в сопровождении фортепьяно/свободная обработка М. Грачева, русский текст М. Лапирова. — Элиста, НПП «Джангар», 1998. — 61 стр. — ISBN 5-7102-0195-2. Именем композитора названа детская музыкальная школа № 1 в Элисте. И сегодня ни один концерт не проходит без его песен. Но, к сожалению, его имя долгое время оставалось в тени, его учеба в буддийском храме была «черным пятном» в его биографии. Советские чиновники старались замалчивать его имя. Но, в какие бы времена мы не жили, какие бы правители нами не правили, мы калмыки, не забудем деяния наших предков. Илишкин М.Г. Источник: Кулькова М. К. Сангаджи-Гаря Дорджин: жизнь и творчество. — Элиста, НПП «Джангар», 2008 г. — 143 стр. А эта статья из другого источника: информационно-образовательный центр для детей и юношества БУ РК «Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана» 70-летию Великой Победы посвящается…: сборник сценариев по патриотическому воспитанию школьников / сост. Е. Б. Болдырева, Л. Н. Гучаева, Г. Н. Тегесова, С. А. Тюрбеева; ред. О. Е. Аргунова; отв. за вып. Н. Н. Кетчинова. – Элиста, 2015. – 38, [2] с. …Из пожара битв я песню вынес.

(урок музыки об истории созданий калмыцких песен в годы Великой Отечественной войны.

Сангаджи-Гаря Оджакаевич Дорджин – первый калмыцкий композитор. Лучшие песни были созданы С.-Г. Дорджиным в годы Великой Отечественной войны. С начала Отечественной войны Государственный ансамбль песни и пляски, где С.-Г. Дорджин работал художественным руководителем, был расформирован. Сангаджи-Гаря Оджакаевич добровольцем просится на фронт и попадает в состав формировавшейся в то время 110-й кавалерийской дивизии, которая базировалась в Малых Дербетах. Его талант и энтузиазм здесь также нашли применение. Теперь нужно было «ковать» боевой дух бойцов. Боевая, патриотическая песня явилась мощным средством воспитания бойцов, поэтому наравне со строевыми занятиями разучивались патриотические и походные песни. Сангаджи-Гаря разучивает с бойцами, созданные в период гражданской войны Харти Кануковым калмыцкие маршевые песни, а также песни собственного сочинения. Сангаджи-Гаря Дорджин пишет для бойцов дивизии такие песни, как «Мөртә цергчнрин марш» («Марш кавалеристов») на слова Баатра Басангова, «Мана керг зөвтә» («Наше дело правое») на стихи Эльди Кектеева, «Арнзл күлгүдән аксый» («Оседлаем аранзалов») на стихи Церена Леджинова. В это время С.-Г. Дорджин начал создавать при дивизии армейский ансамбль песни и пляски, но осуществить задуманное не успел, так как был отозван по брони в Элисту для работы в театре. Видя ежедневные проводы, провожая своих друзей на фронт, глубоко тронутый слезами матерей, жен, подруг Сангаджи-Гаря выразил свои переживания и чувства в лирической песне «Әмән әрвлл уга» («Не щадя жизни») (1941 г.) на стихи Церена Леджинова. Характер песни лирико-драматический. Девушка, провожая друга на фронт, дает ему наказ «не возвращаться, не уничтожив врага». Тематика песни, точно отражая мысли и чувства людей того времени, была злободневной и настолько востребованной, что текст песни был моментально растиражирован в виде листовок. Впервые песня прозвучала по радио в исполнении Улан Барбаевны Лиджиевой. И, несмотря на то, что еще не все населенные пункты республики были радиофицированы, она мгновенно разошлась в народе.

Это из переписки внучки, с .. Здравствуйте Ищу своего деда, точнее известно что он похоронен в братской могиле в с. Лукьяновка, Таращанского р-на Киевской области. неизвестно в какой части он служил, в каком звании, как погиб. На плите указаны его данные рядовой Ходжаев Айта Бадмаевич. Он был призван в РККА в 39 году и служил в г. Каменец-Подольске. По присланной в 40 году фото определили что он артиллерист. на фото изображен он с однополчанами по фамилии Краснов и Игнатьев инициалы не указаны. Больше о нем ничего не известно. На неоднократные запросы в ЦАМО РФ ответ один нет данных. Ходжаев Айта Бадмаевич, 1919 г.р. уроженец с. Цаган-Нур Калмыцкой АССР, до призыва работал служащим госбанка. Призван в 1939 году военкоматом г. Элисты. Не женат. Осталась семья: отец- Бадма, сестра — Кермен (моя бабушка), брат Михаил, по калмыцки Мутл. Погиб в 41 году имеется похоронка, но из-за давности плохо видать рукописный текст. Похоронку перепечатали. Дальше я текст взял отсюда В этой песне поется о бесстрашном солдате, уроженце села Цаган-Нур Айте Ходжаеве, который геройски погиб в первый год Великой Отечественной войны. Сложена она была в 1941 году. Написала ее в память о своем брате Кермен Бадмаева Эняева. Айта Ходжаев служил на Украине и войну встретил на западной границе. Принимал участие в тех первых тяжелых и ожесточенных боях. Отличался смелостью, всегда был в первых рядах сражения. Об этом писали из командования части родителям. Было три письма, в которых говорилось, где сражался, как служил и где погиб Айта Ходжаев. Письмо, которое подписали командир и комиссар части, по какой-то причине залежалось в сельском совете. Однажды приехало начальство из района проводить собрание и тогда, стало известно, что Айта Ходжаев геройски погиб в бою под местечком Тараща Киевской области. «Знайте, что он был героем Великой Отечественной войны, беспощадно уничтожал подлых фашистских варваров. Воины и командиры Красной Армии никогда не забудут его героические поступки», – так было написано в том письме. В память о брате сложила песню Кермен, постоянно пела под свою домбру на вечеринках, встречах, праздничных гуляниях однохотонцев. Напела все куплеты песни односельчанину Джараеву Хейчи, который часто исполнял ее с неизменным успехом, пронес песни в памяти через все годы тяжелой ссылки. Песню любили и любят односельчане, в родном Цаган-Нуре нет домбристки, которая не исполняла бы эту песню. С особым чувством поют ее под домбру молодые парни, в такт словам и музыке, они будто сопереживают судьбу земляка, «чистят» себя, равняются на пример старшего брата. Так неосознанно впитывается в них память о героизме земляков.

В центре села Цаган-Нур Октябрьского района установлен бюст Айте Ходжаеву. Автор — известный в республике скульптор Степан Ботиев. Теперь он украшает аллею возле памятника в честь солдат погибших в Великой Отечественной войне. На торжественное открытие приехали многие родственники героя. Они со слезами на глазах вместе с остальными вспоминали подвиги тех, кто не вернулся с поля сражения.

Поселок Цаган-Нур Октябрьского района сравнительно небольшой. На открытии памятника собрались родственники и односельчане. Многие старики, несмотря на слабое здоровье, пришли почтить память участнику Великой Отечественной Айте Бадмаевичу Ходжаеву. Здесь, на родной земле, старожилы помнят его молодым красивым общительным мужчиной. Сын гуртоправа много времени проводил в степи, помогая отцу управляться с хозяйством. В 1939 году он устроился работать в Госбанк г. Элисты, спустя несколько месяцев призвался на службу в Красную Армию. Так получилось, что войну он встретил на Западном фронте в небольшом украинском селе Славута. В 41 и 42 годах на родину из Украины пришли благодарственные письма от командиров войсковой части 74013. Спустя 2 года в январе 44-го Айта Ходжаев погиб, сражаясь за родину.

Это сегодня на цаган-нурской земле Айте Ходжаеву установлен памятник. А еще каких-то 30 и даже 40 лет назад его родные долго не могли найти место захоронения. Супруга брата Айты Бадмаевича Раиса Ходжаева хранит в семейном архиве десятки писем, по которым она искала возможные места захоронения своего родственника. Длительная переписка с архивными службами все же дала результат. И однажды ей пришло письмо о том, что рядовой Айта Ходжаев похоронен в Киевской области на Украине.

«С 1980 года искала его. Историк, ветеран ВОВ Зеленский связался со мной и сообщил, что наш брат похоронен в братской могиле в лесу на Украине», — рассказывает Раиса Ходжаева.

В 1988 году на могиле Айты Ходжаева в селе Лукъяновка Киевской области Украины брат и племянники почтили память родного дяди и брата. И вот спустя 24 года они установили этот бюст. Деньги собирали сами родственники, помогали и простые жители села, ведь для них он самый настоящий Герой.

«Цаган-нурская земля богата своими героями. Одним их таких героев Великой Отечественной является Ходжаева Айта Бадмаевич. Вечная память солдату, нашему славному сыну», — говорит жительница п. Цаган-Нур Раиса Мандживеа.

Сегодня во многих районах Калмыкии до сих пор знают и исполняют песню «Айта майор». Она о нашем Герое — Айте Ходжаеве, уроженце хотона Марл Цаган-нурского сельского совета Малодербетовского улуса.

Собрал вроде бы, всю имеющуюся информацию об истории, авторе и первой исполнительнице этой песни Нүүдлә сделал картинку.

Песню Нүүдлә сложил в военном 1943 году Бадма Халгаевич Джимбеев (1906–1943), уроженец волжского поселка Джакуевка, артист Калмыцкого драматического театра, сержант 28-й Армии – [см. Джимбеев, Б. Х. «Нюдля» и «Деляш»: (об авторах любимых в народе песен): [отрывок] // Герои войны – герои литературы: (Писатели-фронтовики Калмыкии о Великой Отечественной войне) / М-во образования, к-ры и науки РК, Нац. б-ка им. А. М. Амур-Санана. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2010. – С. 35-36; Календарь знаменательных дат на 2008 год = 2008 җилин ончта өдрмүдин лит / сост. В. В. Сангаджиева; ред. Л. П. Акиева, Э. Г. Валетова, В. В. Сангаджиева. – Элиста, 2007. – С. 110.

В 1941 году, когда началась война, он ушел на фронт. Бадма Джимбеев в 1942 году воевал в рядах 28-ой Армии и освобождал родную землю от фашистов. Был ранен в январе 1943 года и лечился в астраханском госпитале. Именно в госпитале этого города и была создана им песня о красавице Нюдле. В астраханском госпитале Бадма Джимбеев пролежал с января по апрель 1943 года. Здесь он организовал литературный кружок, собирал в своей палате пишущих солдат, руководил ими, давал советы. «Вот война закончится, – говорил им Бадма Халгаевич, – мы должны будем написать историю войны на нашей территории. Я уже пишу поэму «Войска идут на Дальний Запад»». Бадма Джимбеев был очень живым, энергичным человеком, взяв шефство над собратьями по перу, он организовал концерты, сам выступая перед ранеными, пел, играл на мандолине. Бадма Халгаевич Джимбеев во второй раз попал на фронт в начале апреля 1943 года. А в июле 1943 года он геройски погиб в Орловской области, защищая Родину. Памятником ему стала подаренная им потомкам «Нюдля» – возвышенный гимн человеку, его красивому и чистому чувству любви.

В свой репертуар Улан Лиджиева включала не только народные песни, но и песни первых калмыцких мелодистов С-Г. О. Дорджина и Б. Буханкова, пропагандируя таким образом их творчество. С особой любовью вспоминает о своей встрече с песней Нүүдлә : эту песню я впервые услышала в Астрахани, в госпитале, куда пришла навестить Бадму Джимбеева,уроженец волжского поселка Джакуевка, актёра драмтеатра, воевавшего в рядах 28 Красной Армии. Послушав песню, я сразу выучила её — так она мне понравилась. Впервые я спела песню Нүүдлә , в подразделении, которое направлялось на фронт из Астрахани. Выйдя на сцену, я вкратце рассказала содержание песни, сообщила, что автором является сержант красной армии. Песня была встречена на бис . Признаться, я прослезилась. Потом в моем исполнении её передали по астраханскому радио, а в июне 1943 я спела её в Элисте. С тех пор она стала любимой песней народа . В годы сибирской ссылки калмыцкого народа Улан Лиджиева проживала в Красноярском крае. Ни тяжёлый недуг, ни испытания, выпавшие на долю всего калмыцкого народа не смогли сломить актрису, она участвует в агитбригаде, выступает в концертах.

Первой ласточкой, возвестившей о благоприятных переменах в жизни калмыков стала трансляция калмыцких песен по всесоюзному радио. Песни передавались в исполнении Улан Лиджиевой, и теперь с её голосом связаны воспоминания о возвращении на родную землю.

В записи 1959г. по информации Ц. Цагадинова, в исполнении УБ.Лиджиевой ее сопровождают П. Чонкушов-аккордеон, Бютцинов-гитара, Э.Эрдниев-контрабас.

Даты, 03.02.2017




Комментарии

!!!Автор статьи и единственный её правообладатель - ресурс , если кто-то додумается испортить себе репутацию в глазах поисковых систем и полностью сдуть мой текст, то поставьте ссылку на мой ресурс ahuman.ru! Иначе вас покарает летающий макаронный монстр, а ваши штаны будут постоянно мокнуть в людных местах.

Самое интересное:




Интересное на сайте:


Топ лучших корейских актёров по мнению продюсеров

Лондон Викторианской эпохи

Политика Ивана Грозного



2010-2017 © aHuman
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.

По любому поводу (да и без повода тоже) пишете нам на: ogretape@yandex.ru
26 запроса, 0,268 секунд, 7.86 Мб
Яндекс.Метрика