Главная   ◊   Женский раздел   ◊   О сайте



Биографии преступников

Контрольная работа по КРИМИНОЛОГИИ.

Тема: Социальное и биологическое в личности преступника.

План контрольной работы.

Преступники как объект и предмет криминологического изучения.

Социальные позиции, роли и деятельность преступников.

Нравственные свойства и психологические особенности.

Биофизиологические признаки.

Список используемой литературы.

Ни один криминолог, какую бы научную школу он ни представлял, не может обойти проблем, связанных с человеком, совершающим преступления. Назовём его для краткости преступником. Это название будем использовать как формальное, т.е. вовсе не отражающее в нём каких-то особых преступных характеристик.

В понятии «человек» включено неразрывное единство разных сторон его существа: социальной и биологической. В понятии «личность» фиксируется только специфические социальные признаки. Личность это «социальное лицо человека», то кем он стал в процессе социального развития, формирования и деятельности в обществе. Таким образом, при употреблении понятия «личность преступника» следует иметь в виду именно социальные характеристики человека, совершающего преступления, и ничего более.

Имеет ли личность преступника присущие только ей специфические черты, отличаются ли преступники от непреступников это другие вопросы. При ответе на них, как будет показано далее, используются другие понятия.

В криминологии изучение преступника, личности преступника подчинено выявлению закономерностей преступного поведения и преступности как массового явления, их детерминации, причинности и разработке научно обоснованных рекомендаций по борьбе с преступностью.

Преступники как объект и предмет криминологического изучения.

Объектом криминологического изучения являются, во-первых отдельные лица, совершающие преступления, например, при монографических исследовании. Во вторых, различные контингенты преступников: несовершеннолетние преступники, рецидивисты и т.п. В третьих, различные криминологические типы преступников о которых говориться далее.

При этом криминолог имеет дело с фактическими преступниками, а не только с теми, в отношении которых состоялся вступивший в законную силу приговор суда. Объектом криминологического исследования человек становиться сразу после совершения им уголовно наказуемого деяния. Нельзя забывать, что нередко не выявляются и уходят от уголовной ответственности самые опытные, организованные и профессиональные преступники. Поэтому делать выводы о характеристиках преступников только на основе материалов уголовных дел, уголовной статистики это значит не увидеть многие важные моменты, определяющие фактическую преступность и её развитие.

Одновременно объектом изучения криминолога являются лица, не совершающие преступлений, ведущие себя устойчиво правомерно. Это важно при использовании метода контрольной группы и выявлении отличий характеристик не воображаемых, или «идеальных» людей, а реальных, формировавшихся в тех же условиях.

Криминологическое изучение преступления не может быть исчерпывающим исследованием всей сложной комплексной проблемы человека и его деятельности.

Криминолог изучает преступность и преступников в рамках так называемого частичного детерминизма, когда раскрытие детерминант заведомо неполно с точки зрения философии, всех наук о человеке и обществе. Полнота здесь относительная, привязанная к предмету и методам криминологии.

Таким образом, возникает задача вычленения круга характеристик, позволяющих выявить ближайшие к преступлению и преступности причинные связи, причинные цепочки и комплексы. И при необходимости для углубления их анализа обратиться к другим специалистам, передать им необходимую информацию в своеобразной исследовательской эстафете.

Наиболее распространённым в криминологии является выделение части групп признаков.

социально-демографические признаки.

уголовно-правовые признаки.

социальные проявления в разных сферах жизнедеятельности, или специальные связи.

нравственные свойства.

психологические признаки.

физиологические (биологические) характеристики.

Выявление психологических признаков задача специалистов — психологов и требует специальных психологических, психофизических показаний.

При анализе ближайших к преступлению причинных цепочек и комплексов допустимо ограничение только социологическим, социально психологическим и этико правовым исследованием.

При этом личность преступника изучается одновременно в двух аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой как субъект, способный к активной, целенаправленной, преобразующей деятельности.

В этом случае традиционно выделяемые и указанные выше характеристики сказываются на вполне удовлетворяющими задачам такого исследования.

При анализе уголовно-правовой характеристики, например, выявляются данные о ранее совершавшихся личностью преступлениях. Но ведь важно и другое: в рамках какой именно деятельности личности совершались эти преступления, во имя удовлетворения каких именно потребностей и интересов это происходило, какие нравственные качества личности находили своё проявление в преступлениях.

По этому при изучении личности как определённой целостности, в единстве её сознания и деятельности, во взаимодействии её с социальной средой предмет изучения стал выглядеть иначе. Учитывались опыт и результаты криминологических исследований.

В качестве предмета исследования стали выделяться следующие характеристики.

«объективные»: социальные позиции и роли, деятельность личности.

«субъективные»: потребностно-мотивационная сфера, ценностно-нормативная характеристика сознания. В рамках первой группы характеристик анализируются социально-демографические, уголовно-правовые признаки.

Социальные позиции, роли и деятельность преступников.

Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, её социально-ролевого поля.

Социально-ролевой подход стал получать всё большее распространение в криминологии 70-х годов, хотя как бы стихийно применялся и раньше при изучении социально-демографических характеристик личности.

Существует четыре подхода к определению и пониманию социальных ролей.

1. Поведение человека зависит от позиций, занимаемых им в обществе. Человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет своё содержание (сценарий роли). И человек следует этому сценарию. Это нормативное понимание роли (социальной роли). Сама эта социальная позиция своеобразный узел связей в социальных отношениях, а роль содержание требований, предъявляемых к лицу, занимающему данную позицию.

2. При втором подходе роль это спонтанное, свободное поведение личности, обусловленное ей индивидуальными особенностями. Человек творит роль как свободный художник. Этим подчёркивается творческое начало в исполнении роли, неповторимость её исполнения каждым человеком.

3. Роль это содержание ожидания других людей и социальных групп относительно того, как будет себя вести человек, занимающий определённую позицию. Практически это частный вариант первого подхода, делающий акцент именно на социально-психологических ожиданиях, а не на официальных требованиях. Ожидания рассматриваются как компоненты личности, определяющие её поведение.

4. Роль как продукт взаимодействия социальных факторов и внутреннего мира человека. При этом равнозначно рассматриваются как предписания внешней среды, так и социальные ожидания других субъектов.

В криминологии целесообразно исходить из нормативного понимания роли. В соответствии с ним социальная позиция это своеобразный узел отношений в социальной системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций. Даже только в семье он сын/дочь, отец/мать, брат/сестра, внук/внучка. Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно составляемый трёмя группами субъектов.

государством, выраженный в системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов и т.д.

обществом в форме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения, моральных, эстетических, религиозных, норм определённой партии, движения, диаспоры и иных.

неофициальными структурами (семьёй, досуговыми группировками, группами сослуживцев и т.д.) в форме неписаных правил поведения и социальных ожиданий. К последней группе субъектов относятся и преступные формирования с их нормами поведения и социальными ожиданиями.

Социологами и социальными психологами отмечается, что для человека важна значимость социальной позиции, значимость субъекта, от которого исходят нормо-ожидания. Существенна оценка личностью условий исполнения каждой роли.

Само исполнение роли накладывает на личность определённый отпечаток, развивает у неё одни качества и подавляет другие. Например отмечено, что формирование несовершеннолетних правонарушителей преимущественно под влиянием неформальных досуговых группировок развивает у них качества, важные для неофициального межличностного общения; они легко устанавливают контакты даже с малознакомыми людьми, чутко реагируют на их настроения, умеют подыграть этим настроениям. В то же время у них нередко существуют те черты, которые ценятся в трудовом коллективе, на производстве: дисциплина, профессиональная ответственность и т.п.

роль как совокупность нормативных предписаний, соответствующих конкретной позиции.

роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он намерен исполнить.

фактическое исполнение роли в конкретных условиях места и времени.

В последнем случае сильно влияние социальных условий, а также уже сформированных личностных характеристик.

Криминологически значимы социально-ролевые ситуации, когда.

человек не занимает многих социальных позиций, которые позволили бы ему ознакомиться с нормами государства, «большого общества» и вести себя в соответствии с требованиями права и морали.

человек занимает одновременно позиции, которые связанны с противоречивыми требованиями, нормами поведения, то есть налицо конфликт социальных позиций и ролей.

человек занимает такие позиции, которые прямо диктуют противоправное, преступное поведение.( член ОПГ.

отсутствует преемственность ролей и позиций, в результате чего отмечается неподготовленность лица к соблюдению правовых норм в соответствующей социальной позиции.

человек занимает одни социальные позиции, а ориентируется на другие.

возник конфликт уже исполняемых и ожидаемых в будущем ролей. Преступное поведение человека в этом случае может противоречить уже исполняемым ролям, но быть логичным с точки зрения референтных ролей. (конфликт реального и ожидаемого, настоящего и будущего.

Социально ролевой подход не исключает активности личности, но задаёт социальные пределы этой активности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. У несовершеннолетних этот выбор практически ограничен также как и у осуждённых, отбывающих наказания, у военнослужащих срочной службы.

Бывает объективный конфликт ролей, когда их содержание действительно противоречиво, и субъективный, когда лицо воспринимает их в качестве противоречивых, не умеет их согласовывать.

В динамическом аспекте встречаются.

прямая преемственность социальных позиций и ролей, порождающих в определённых взаимодействиях преступное поведение.

существенное отрицательное усугубление содержания социальных ролей, когда они в новых условиях перерастают из противоречивых только норм морали в противоречащие закону.

затруднение прогресса нормального формирования и нормальной жизнедеятельности личности в результате наличия или отсутствия в прошлом определённых социальных позиций и ролей.

Например, многие лица, формировавшиеся в неполных, либо неблагополучных семьях, даже если они искренне стремятся иметь собственную хорошую семью, в своей семье воспроизводят характерный для родительского дома стандарт поведения: оскорбления супруги (супруга), частые семейные скандалы, избиения, и т.п. В одних случаях это приводит к преступлению на так называемой бытовой основе, в других приводит к распаду семьи, уходу в досуговые группы собутыльников, усиление деморализации и участие в пьяных криминальных конфликтах, утрату работы, совершению краж с целью приобретения спиртных напитков.

Деформация социальных позиций и ролей в большинстве случаев существенно различается применительно к лицам, совершающим уголовные и экономические преступления. У первых она носит очевидный и грубый характер.

При анализе деятельности преступников учитывается следующее.

фактическое поведение лица не идентично содержанию роли. Известно, что разные актёры исполняют одну и ту же роль по разному, с учётом своей трактовки роли, собственных возможностей, ориентации на успех среди различных категорий зрителей и т.п.

личность представляет собой определённую целостность при всём многообразии её позиций и ролей, в деятельности она проявляет себя именно в этой целостности и субъективной интеграции одновременно разных социальных позиций и ролей.

деятельность оказывает на человека обратное воздействие, при этом важно одобрение или неодобрение соответствующего поведения, его закрепление и закрепление его результатов в сознании личности.

В этом аспекте криминологически значима проблема безнаказанности части преступников, баланс их приобретений и потерь в результате преступной деятельности. Иногда они считают выгодным даже отбыть срок лишения свободы, но сохранить добытое преступным путём во имя своего солидного материального обеспечения на долгие годы.

Деятельность это определнная система действий, система поведения. Она охватывает и материально-практические и интелектуально-духовные операции, то есть и работу мысли. Термин «преступная деятельность» в отличие от «преступного поведения» в личностном аспекте отражает не только наличие системы определённых преступных деяний, но и целенаправленный поиск личностью социальных позиций, условий для реализации преступных замыслов, развитие в процессе самовоспитани качеств, важных именно для данной преступной деятельности.

При анализе деятельности личности важно помнить следующее.

а) представляет ли собой преступное деяние изолированный акт или оно звено в цепи определённой системы поступков.

б) является ли преступное поведение скачком от нормы к преступлению или оно представляет собой итог эскалации антиобщественного поведения. Выявляются факты.

I) нарушение требований, соответствующих нормам для человека определённого возраста и положения социальным позициям. (преждевременное оставление школы несовершеннолетним; отказ в материальной поддержке детям и т.п.

II) аморальных, но не противоречащих праву поступков. (пьянство; половая распущенность и т.п.

III) противоправных поступков непреступного характера (дисциплинарно, административно наказуемых, гражданско-правовых деликтов.

в) в какой сфере деятельности совершаются преступления.

Криминологические исследования указывают на то, что, как правило, совершение тяжких преступлений бывает результатом не скачка от нормального поведения к наиболее общественно опасному преступному, а постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного поведения.

Анализ сфер деятельности, взаимодействий, в которых совершались преступления, затем сопровождается выяснением того, насколько распространены соответствующие типы взаимодействий и как часто они дают криминальный результат, при участии в них неких лиц, с какими именно характеристиками. На этой основе может делаться прогноз развития преступности, а также формулируются рекомендации по предупреждению преступлений со стороны соответствующих лиц в данных условиях.

Изучение системы поступков личности, её деятельности в целом помогает выявить определённые стереотипы поведения, ставшие для неё привычными способы реагирования на те или иные обстоятельства.

Нравственные свойства и психологические особенности.

Этот элемент структуры личности преступника охватывает множество самых разнообразных проявлений субъективного мира преступников. Не случайно данная группа признаков нередко подразделяется на подвиды, в частности выделяется потребительско-мотивационная сфера (потребности и влечения, интересы, мотивы), ценностно-нормативные характеристики сознания (взгляды, убеждения, ценностные ориентации). Психологические особенности анализируются применительно к интелектуальной, эмоциональной и волевой сферам и т.д.

В различных языках содержатся от 2,5 до 4 тысяч слов обозначающие разнообразные качества и свойства человека, прежде всего нравственно-психологические. И лица совершающие преступления, могут обладать любыми из них, в том числе безусловно положительными.

Вместе с тем, изучение лиц, совершающих преступления, позволяет выявить ряд типичных для них отклонений, «сдвигов» применительно к этому элементу структуры личности. Так если обратиться к источникам мотивации любого поведения, в том числе противоправного, то характерными для подавляющего большинства корыстных преступников окажутся гипертрофированные либо извращённые материальные потребности. В то же время в последние годы вследствие обнищания значительной части населения всё большее число людей вынужденно прибегать к противоправным способам удовлетворения элементарных биологических потребностей.

У насильственных преступников социально-ущербный характер приобретает потребность в общении, самоуважении, что проявляется в неуважительном отношении к другим людям, выпячивании собственного «Я», эгоцентризм и агрессивности.

Мотивационная сфера является стержнем нравственности, нравственно-психологической структуры личности преступника, интегрирующим её потребности, интересы, ведущие отношения и активность. Наряду с корыстной и агрессивно-насильственной мотивацией, которые составляют субъективную основу большинства преступлений, в криминологической литературе выделяются такие виды криминальной мотивации, как политическая, анархоиндивидуалистическая, легкомысленно-безответственная.

Весьма характерным для лиц, совершающих преступления, являются недисциплинированность, своеволие, негативное отношение к труду, к исполнению общегражданских обязанностей, пренебрежительное отношение к правилам человеческого общежития.

Значительным своеобразием отличается отношения преступников к закону, его требованиям. У большинства из них оно является сугубо избирательным, признавая одни нормы, они отвергают другие как не соответствующие их личным или групповым интересам. Широко распространено среди преступников мнение, что уголовно-правовым запретом, с которым они как бы в принципе «согласны», можно пренебречь в данной конкретной ситуации.

Среди черт преступников отмечается также эмоциональная неустойчивость, импульсивность поведения, недостаточность внутреннего торможения, неадекватное реагирование на внешние раздражители, конфликтность. У многих преступников констатируется слабоволие, антиобщественная направленность, отчуждение. Учитывая многоаспектность проблеммы, различие в целях исследователей (объяснение социально-психологического механизма преступного поведения, разработка воспитательных мер профилактики преступлений и т.д.), эти и другие суждения имеют право на существование, равно как и настоятельно необходимыми являются дальнейшие научные поиски, направленные на решение данной весьма сложной проблеммы.

К социально-значимым биофизиологическим признакам относятся: состояние здоровья, заболевания (в том числе наследственные), особенности физической конституции. В некоторых случаях (правда сравнительно редких признаки этого рода являются основным фактором для личности преступника. Так нельзя стать лицом совершившим преступление, предусмотренное ст. ст. 121; 122 УК РФ, если не страдать соответствующими заболеваниями (венерическими, ВИЧ-инфекцией). Более широкое значение для характеристики личности преступника признаки этой группы имеют как факторы, затрудняющие процесс социализации личности. Врождённые физические дефекты, тяжёлые хронические заболевания ограничивают возможности индивида в плане образования, профессиональной подготовки и трудоустройства, досуга, других проявлений жизненной активности. Обладая определённым психотравмирующим потенциалом, они могут осложнять межличностные контакты, взаимоотношения данного лица с окружающими. Но так же как и в случаях психических аномалий (в рамках вменяемости), патологии биофизического характера, влияя на поведение личности, в том числе, преступное, не является его причиной. Отрицательное, в том числе потенциально криминальное воздействие биологических (биофизических, биопсихологических) факторов на поведение личности в принципе может быть нейтрализовано социально приемлемыми и морально безупречными средствами. Об этом, в частности, свидетельствует достижение отечественных учёных, обеспечивших высокий уровень интеллектуального, эмоционально-волевого и иного развития личности группы слепо-глухо-немых лиц, их полноценную, во многих отношениях полезную для общества жизнь. Если естественной и направленной социализацией личности, воспитанием, сочитаемого с психотерапевтической иной коррекцией, социально-дезадаптивные последствия биофизиологических, биопсихологических дефектов личности не удаётся устранить, то они могут играть роль условий, способствующих преступлению.

Изучение личности преступника необходимо для определения причин совершения преступлений. Причинами совершения конкретных преступлений являются социально-отрицательные свойства и прежде всего криминогенная мотивация поведения личности, которые взаимодействуют с криминогенными условиями среды и ситуации. Знание их основы специальный в том числе индивидуальный, профилактики, суть которой состоит в коррекции криминогенных свойств личности и нормализации условий её дальнейшего формирования и жизнедеятельности. Изучение личности преступников помогает выявить также типовые особенности субъектов и ситуации совершения преступления, что необходимо для организации предупредительной работы на уровне отдельных видов преступности, категорий преступников.

Алексеев А.И. «Криминология. Курс лекций» изд 2-е М. 2001.

«Криминология. Учебник для ВУЗов» изд 2-е изд. «Норма» Москва. 2001.

«Криминология» под ред. Кузнецовой Н.Ф. Миньковского Г.М. изд Московского университета 1994г.

«Криминология» под ред. Кудрявцева В.Н. изд. «Юрист» Москва 1995.

Интересные факты, 21.03.2017




Комментарии

!!!Автор статьи и единственный её правообладатель - ресурс , если кто-то додумается испортить себе репутацию в глазах поисковых систем и полностью сдуть мой текст, то поставьте ссылку на мой ресурс ahuman.ru! Иначе вас покарает летающий макаронный монстр, а ваши штаны будут постоянно мокнуть в людных местах.

Самое интересное:




Интересное на сайте:


Кто родился 13 июля? Знаменитости рожденные 13 июля

Подушки безопасности автомобиля, состав, принцип работы

Возможности увлекательного отдыха в Карпатах

Камери відеоспостереження в навчальних закладах



2010-2017 © aHuman
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.

По любому поводу (да и без повода тоже) пишете нам на: ogretape@yandex.ru
28 запроса, 0,303 секунд, 17.54 Мб
Яндекс.Метрика