Люди

Электронный каталог диссертаций

Биографии выдающихся спортсменов как средство формирования гражданственности учащихся спортивных школ.

Автор: Терентьев, Алексей Евгеньевич.

Заглавие: Биографии выдающихся спортсменов как средство формирования гражданственности учащихся спортивных школ.

Справка об оригинале: Терентьев, Алексей Евгеньевич. Биографии выдающихся спортсменов как средство формирования гражданственности учащихся спортивных школ. диссертация. кандидата педагогических наук. 13.00.01, 13.00.02 Екатеринбург, 2006 165 c. 61 06-13/2705.

Физическое описание: 165 стр.

Выходные данные: Екатеринбург, 2006.

Подождите идет оформление заказа.

Введение Глава I Теоретические основы формирования гражданственности учащихся спортивных школ 11 Историко-логический анализ проблемы исследования 12 Характеристика основных понятий исследования 13 Формирование гражданственности учащихся на современном этапе 14 Использование биографий в процессе формирования личности Выводы по первой главе Глава II Содержание и методика опытно-поисковой работы по формированию гражданственности учащихся спортивных школ 21 Цели, задачи и организация опытно-поисковой работы 22 Анализ эффективности формирования гражданственности учащихся спортивных школ на основе актуализации педагогического потенциала биографий выдающихся спортсменов Выводы по второй главе Заключение СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Актуальность недагогическом проблемы уровне и темы исследования на социальиоразрешения определяется необходимостью противоречия между возрастающей социальной значимостью физической культуры и спорта в современной которая России формирует и у усиливающейся начинающих профессионализацией спорта, спортсменов асоциальные (даже антисоциальные) наклонности и стремления к наживе, противоправным действиям, пренебрежение к правовым и нравственным государственной нормам. Происходит жизни, утрата отчуждение их от общественночувств, развивается патриотических эгоцентризм, цинизм, они нередко вовлекаются в деятельность националпатриотических, возможен экстремистских движений. Выход из противоречия учащихся на основе формирования граиедаиственности снортивных школ, под которой мы понимаем интегративный комплекс качеств личности, онределяющий готовность ее социальную и направлепность, индивидуально к достижению социально значимых необходимых целей в соревновательной и тренировочной деятельности в соответствии с нринятымн моральиымн нормами. Актуальность на научно-теоретнческом уровне обусловлена в государстве и обществе нравовыми и несоответствием между большой востребованностью потенциала биографий выдающихся спортсменов для личностно-ориентированного образования учащихся спортивных школ и почти полным отсутствием теоретического обоснования их педагогически целесообразного применения. Под биографиями выдающихся спортсмеиов мы понимаем жизнеописание, в котором основное внимание уделяется их спортивной деятельности, анализу причнн поражений и нобед на соревнованиях, упнкальных черт личности, поступков и действий в процессе трепнровок, изложенных в яркой эмоциональной форме, вызывающих интерес, желание подражать 3 и даже превзойти их. В отличие от недостижимого идеала конкретные биографии раскрывают спортивную деятельность тех людей, успех которых можно повторить и развить. Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена различиями во взглядах исследователей, связанных с многообразием подходов к анализу такой педагогической категории, как средства воспитания . Распространённым является мнение, что средством воспитания может быть любой предмет среды или жизненная ситуация, преднамеренно включённая в воспитательный процесс (В.И. Журавлёв, А.Ф. Меняев, Н.Е. Щуркова). Споря с такой точкой зрения, B.C. Селиванов утверждает, что средствами воспитания являются только различные виды деятельности воспитанников (общение, игра, учение, труд), а не предметы, с помощью которых эта деятельность осуществляется. Эти противопоставления привели к тому, что до сих пор отсутствует необходимое теоретическое обоснование применения средств воспитания и, соответственно, средств формирования личности. Под средствами формирования мы понимаем ресурсное обеспечение научно обоснованного процесса организации развитпя личности, к которому относятся различные виды воспитывающей н развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, процессы, произведепия и явления духовной, материальной культуры и нрпроды. В качестве средства формирования в представленной работе используется педагогический потенциал биографий выдающихся спортсменов как частичное отражение их витагенного (жизненного) опыта. Под витагенным (жизненным) опытом понимается витагенная информация, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях, ставшая основой для формирования новых ценностных ориентации личности. На основании анализа актуальности исследования, выявленных противоречий и несоответствий сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и выборе теоретического и практического обоснования педагогически выдающихся спортсменов целесообразного в качестве использования биографий средства формирования гражданственности учащихся спортивных школ. Актуальность проблемы и её социальная значимость определили тему исследования: «Биографии выдающихся спортсменов как средство формирования граизданствеппостп учащихся спортивных школ». Цель исследования выявить, определить и обосновать педагогические возможности использования биографий выдающихся спортсменов в качестве средства формирования гражданственности учащихся спортивных школ. Объект исследования процесс формирования гражданственности учащихся спортивных школ в системе дополнительного образования. Предмет исследования педагогические возможности биографий выдающихся спортсменов как средства использования формирования гражданственности учащихся спортивных школ в системе дополнительного образования. Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: сущность понятия биографии выдающихся спортсменов , по всей вероятности, заключаться в жизнеописании, в котором основное внимание уделяется их спортивной деятельности, анализу причин поражений и побед на соревнованиях, уникальных черт личности, поступков и действий в процессе тренировок, изложенных в яркой эмоциональной форме, вызывающих интерес и желание подражать и даже превзойти их; в биографиях выдающихся несколько последовательно спортсменов можно выделить раскрывающихся структурных так и элементов, включающих как нравственно-волевые, социальные факторы развития личности; содержание биографий выдающихся спортсменов, как мы предполагаем, описывается следующими психологопедагогическими характеристиками: мотивация к достижению лидирующих позиций; реакция спортсмена на стрессы; методы и средства, при помощи которых он достиг успехов; его стиль поведения; ценностные ориентации; социально-политические аспекты формирования личности; способность использовать свои морально-психологические качества вне спорта; механизм влияния биографий выдающихся спортсменов на процесс формирования личности учащихся спортивных школ, скорее всего, представлен теорией персонализации, в которой выделяют три типа атрибуции: интраиндивидную, интериндивидную, метаиндивидную; основаниями для отбора биографий выдающихся спортсменов могут быть следующие характеристики: социальная значимость витагенной информации; наличие в ней образцов поведения человека в сложных жизненных ситуациях, связанных с преодолением трудностей как объективного, так и субъективного характера; возможность прослеживания связи между способами достижения цели и результатом; осознание причин собственных неудач, позитивно влияющее на эмоциональную сферу ученика; необходимыми гражданственности у признаками учащихся сформированности школ могут спортивных выступать знания о правах и обязанностях гражданина, о гражданском обществе и эмоционально-волевое позиционирование себя юными спортсменами в качестве граждан России, а показателем осознанная готовность выполнять гражданские обязанности. Предмет исследования и выдвинутая наметить следующие задачи исследования: 1. определить сущность понятия биографии выдающихся гипотеза позволили спортсменов ; выявить их структуру, содержание, основания для отбора, раскрыть биографий психолого-педагогические выдающихся механизмы на влияния спортсменов формирование личности учащихся спортивных школ; 3. обосновать признаки и показатель сформированности гражданственности учащихся спортивных школ и разработать методические выдающихся рекомендации спортсменов по использованию с целью биографий формирования гражданственности учащихся спортивных школ; 4. осуществить опытно-поисковую работу по формированию гражданственности учащихся спортивных школ. Теоретико-методологическую фундаментальные работы в основу области исследования методологии составляют педагогических исследований (А.С. Белкин, В,И. Загвязинский); теория деятельности Л.С. Выготского, положения теории персонализации А.В. Петровского, научные труды по проблемам гражданского воспитания А.В. Беляева, А.С. Гаязова, А.И. Долгова, А.Ф. Никитина; теория витагенного образования А.С. Белкина, философско-педагогические идеи о единстве сознания и педагогической деятельности Л.А. Беляевой и А. Днепрова, научные труды по социальной психологии Г.М. Андреевой, по использованию биографического метода в психологии (Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, Н.А. Рыбников), теоретические положения о средствах воспитания Шуркова, B.C. Селиванов), Сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов работы, включающих теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, (В.И. Журавлёв, А.Ф. Меняев, Н.Е. анализ документальных материалов, синтез эмпирического и теоретического материалов, обобщение, классификация; эмпирические методы: наблюдение, изучение витагенного опыта учащихся в форме бесед, опросов, анкетирование, опытно-поисковая работа, метод экспертных оценок.База исследования. Исследование проводилось на базе детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва №19, спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва по велоспорту г. Верхняя Пышма, муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа №66. Всего в опытно-поисковой работе приняло участие 160 учеников. Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этаиа. Первый этаи: поисково-теоретический (2002-2003 гг.). На этом этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, были определены объект, предмет, цель, сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования, конкретизирована база исследования. В это же время проводилась работа по изучению развития идеи гражданственности в истории отечественной педагогики, была определена сущность и структура гражданственности как интегративного качества личности. На этом этапе выявлялись психолого-педагогические механизмы использования биографий выдаюшдхся спортсменов в качестве средства формирования гражданственности учащихся спортивных школ, определялись основания отбора биографий и структура биофафий. Второй этаи: опытно-поисковый (2004-2005 гг.). На данном этапе проходил процесс уточнения гипотезы исследования, создавался план опытно-поисковой работы. С опорой на теоретические разработки идеи гражданственности были определены признаки и показатель сформированности этого качества личности и методы диагностики (наблюдение, анкеты, метод экспертных оценок). Анализ исходного уровня сформированности гражданственности позволил разработать программу формирующего этапа опытно-поисковой работы, которая включала в себя: апробацию использования элементов биографий выдающихся отечественных спортсменов; уточнение содержания и методики воспитания гражданственности в учебно-тренировочной и внеучебной деятельности; формирование у учащихся волевых качеств, стремления и умения реализовывать свои гражданские права и исполнять обязанности гражданина России. Анализ данных итоговой диагностики уровня сформированности гражданственности учащихся спортивных школ позволил сделать вывод о результативности опытно-поисковой работы. Третий этап: обобщающий (2005-2006 гг.). Это этап теоретического осмысления результатов опытно-поисковой работы, где осуществлены анализ, систематизация, обобщение и оформление результатов исследования, сформулированы выводы. Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. Выявлен педагогический потенциал биографий выдающихся спортсменов в качестве средства формирования гражданственности учащихся спортивных школ, заключающийся в возможности использования исторического контекста жизнеописания, учёта социального окружения спортсмена, анализа его поведения и деятельности на спортивных аренах, в быту, в общении, его нравственных и волевых качеств, психолого-педагогических характеристик личности; 2. Выявлено содержание биографий выдающихся спортсменов, в котором выделяются следующие их психолого-педагогические характеристики: 1) мотивация к достижению лидирующих позиций в спорте и в жизни; 2) реакция спортсмена на стрессы, травмы, отрицательно воздействующие события; 3) методы и средства, при помощи которых он достиг успехов; 4) его стиль поведения: склонность к работе в группе или в одиночку, к спонтанному творчеству или к детальному изучению ситуации и соперников; 5) ценностные ориентации, нравственные взгляды, позиции и убеждения; 6) социально-политические аспекты формирования личности; 7) способность использовать свои морально- психологические качества вне спорта, в повседневной жизни и граждански значимой деятельности; Выявлены основания отбора биографий выдающихся спортсменов: социальная значимость витагенной информации; наличие в ней образцов поведения человека в сложных жизненных ситуациях, связанных с преодолением трудностей как объективного, так и субъективного характера; возможность прослеживания связи между способами достижения цели и результатом, осознания причин собственных неудач, позитивно влияющих на эмоциональную сферу ученика; 4. Выявлены необходимые признаки сформированности гражданственности знания о правах и обязанностях гражданина, о гражданском обществе, гражданских свободах и эмоциональноволевое позиционирование себя юными спортсменами в качестве граждан России и показатель осознанная готовность выполнять гражданские обязанности. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: 1. Дано определение понятия биографии выдающихся спортсменов , заключающееся в жизнеописании, в котором основное внимание уделяется их спортивной деятельности, анализу причин поражений и побед на соревнованиях, уникальных черт личности, поступков и действий в процессе тренировок, изложенных в яркой эмоциональной форме, вызывающих интерес, желание подражать и даже превзойти их; 2. Дано определение понятия гражданственность учащихся спортивных школ , под которой мы понимаем интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соревновательной и в тренировочной деятельности в соответствии с принятыми государстве и обществе правовыми и моральными нормами; 10 Дано определение понятия средства формирования , под которым мы понимаем ресурсное обеспечение научно обоснованного процесса организации развития личности, к которому относятся различные виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, процессы, произведения и явления духовной, материальной культуры и природы; 4. Определены психолого-педагогические механизмы использования биографий выдающихся спортсменов в процессе формирования гражданственности учащихся спортивных школ в контексте анализа их личности с позиций метаиндивидной личностной атрибуции: интерес к неординарному событию, выбор идеала, эмоциональное присоединение, формирование установок на основе витагенного опыта. Практическая значимость исследования определяется тем, что создан банк биографий выдающихся спортсменов, который может использоваться в учебно-тренировочной и внеучебной работе в спортивных школах; определены методы диагностики уровня сформированности гражданственности у учащихся спортивных школ; предложен и проверен в практической работе комплекс приёмов формирования гражданственности учащихся с привлечением элементов биографий выдающихся спортсменов; разработаны методические рекомендации, использование которых в процессе учебно-тренировочной деятельности позволяет повысить уровень гражданственности у учащихся спортивных школ, что в свою очередь положительно влияет на достижение ими более высоких спортивных результатов в процессе тренировок и в выступлениях на соревнованиях. 11 Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечиваются методологическими позициями, применением и воспроизводимостью методов, адекватных предмету и задачам исследования. Анробацня н внедрение результатов исследовання. Основные теоретические положения работы и результаты исследований в форме докладов и сообщений представлялись на Всероссийских проблемы научно- практических конференциях: «Актуальные физического воспитания в процессе профессионального образования» (Екатеринбург, 2005), «Соверщенствование (Екатеринбург, воспитательной 2005), работы: на проблемы и перспективы» обсуждались теоретических семинарах кафедры возрастной педагогики и педагогических технологий УрГПУ. На защнту выносятся следующие ноложення: 1. В отличие от распространённой точки зрения о том, что профессионализация спорта наносит вред развитию личности, мы считаем, что формирование гражданственности у учащихся спортивных школ позволит преодолеть асоциальные (антисоциальные) наклонности и обеспечит формирование гармонической личности. 2. Мы утверждаем, что использование витагенной информации может носить не только интериндивидный, но и метаиндивидный характер, что позволяет использовать биографии выдающихся спортсменов в целях формирования гражданственности учащихся спортивных школ. 3. Признавая различные точки зрения на понятие средства воспитания , мы считаем, что средства формирования это ресурсное обеспечение научно обоснованного процесса организации развития личности, к которому относятся различные виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, процессы, произведения и явления духовной, материальной культуры и природы. Структура исследования. Диссертация состоит из введения, 2 глав, выводов, библиографического списка и приложения. 12.

Похожие работы.

Электронный каталог диссертаций 2006-2011.

Электронные дисертации, диссертационный зал, библиотека диссертаций РГБ, скачать диссертацию, каталог диссертаций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *