Главная   ◊   Женский раздел   ◊   О сайте



Личность преступника

Личность преступника — реферат.

Криминология — учение о преступлении, о чем свидетельствует буквальный перевод слова (сrimen — преступление, logos — учение)[1.

Однако фактическое содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектное. Она изучает закономерности не только отдельных преступлений, но и преступности как массового преступного поведения, отвечая на вопросы: почему человек совершает преступление? почему для решения своих проблем многие люди избирают преступный путь? что делать в целях недопущения этого?[2.

Объектом криминологического изучения являются.

1) отдельные лица, совершающие преступления.

2) разные контингенты преступников: несовершеннолетние, рецидивисты, т.п.

3) различные криминологические типы преступников.

Одновременно криминологией изучаются лица, не совершающие преступлений, для применения метода контрольной группы и выявления отличий характеристик преступников от реальных людей, живших и действовавших в аналогичных с преступниками условиях.

Ни один криминолог, какую бы научную школу он ни представлял, не может обойти проблемы, связанной с человеком, совершающим преступления. Такого человека называют для краткости «преступник.

Личность преступника является составным элементом предмета криминологии. Значимость исследования личности преступника состоит прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей организации и осуществления предупреждения преступлений[3.

Понятие «преступник» используется только как формальное, т.е. отражающее не наличие у человека каких-то особых криминальных характеристик, а тот факт, что человек совершил преступление. Это понятие важно отличать от другого: «преступный человек», используемое сторонниками идеи о прирожденном преступнике.

В понятии «человек» воплощено неразрывное единство разных сторон его существа: социальной и биологической. В понятии «личность» фиксируются только специфически социальные признаки. Личность — это «социальное лицо человека», то, кем он стал, развиваясь и живя в обществе. При употреблении понятия «личность преступника» следует иметь в виду именно «социальное лицо» человека, совершившего преступление.

Личность человека, совершившего преступление, является объектом пристального изучения многих наук криминалистического профиля. Именно изучение особенностей личности преступника породило целое научное направление, из которого сформировалась наука «криминология». Криминология изучает такие проблемы, непосредственно связанные с вопросом о личности преступника, как закономерность преступного поведения, детерминация, причинность преступлений и т.п.

Личность преступника, изучается криминологами одновременно в двух аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой — как субъект, способный к активной целенаправленной, преобразующей деятельности.

Выявление психологических признаков — задача специалистов-психологов и требует специальных познаний, психофизиологических — медиков и биологов. При анализе ближайших к преступлению причинных цепочек и комплексов допустимо ограничение только социологическим, социально-психологическим и этико-правовым исследованием.

Криминология как самостоятельная наука она начала формироваться в XIX веке. Свой вклад в ее развитие внесли такие известные личности, как Галль, который стал основоположником антропологических исследований, Цезарь (Чезаре) Ломброзо, высказавший в свое время мысль о том, что «преступниками рождаются», Ж.Ван-Кан, автор одной из самых значительных криминологических работ «Экономические факторы преступности», А.Кетле, Гарофало, Марро и др.

В ХХ веке изучение личности преступника получило новый толчок, да оно, можно сказать, не прекращается и по сей день. До сих пор существует и развивается клиническое исследование преступности. Хотя в нем все больше учитывается социальный фактор. Во Франции один из наиболее ярких его представителей является профессор Пинатель.

Об актуальности изучения личности преступника в криминологии свидетельствуют монографические исследования, в частности, таких авторов как В.П.Андреенковой, Ю. М.Антонян, Р.В.Бородина, В.Н.Бурлакова, А.Б.Сахарова, А.Р.Ратинова, Н.А.Стручкова.

Целью данной работы является рассмотрение личности именно преступника с криминологической точки зрения.

В контрольной работе рассматриваются.

понятие личности преступника.

соотношение социального и биологического в личности преступника.

криминологическая характеристика личности преступника.

классификация и типология личности преступника.

1. Понятие личности преступника.

Личность преступника, с одной стороны, понятие общесоциологическое, с другой — юридическое. Это означает, что личность преступника нельзя рассматривать в отрыве от социальной сущности человека, вне связи со всей системой общественных отношений, участником которых он является.

Под их воздействием формируется не только его социальный облик как целостное единство конкретного лица, но и образующие его нравственно-психологические черты и свойства (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные ожидания, интеллектуальные и волевые свойства). Это происходит независимо от того, воспринимает или осознает индивид данный процесс.

Поэтому личность преступника следует воспринимать как продукт реальной действительности (хотя и нежелательный, и даже враждебный по отношению к обществу), имеющий свою социальную природу[4.

Таким образом, под личностью преступника понимается лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения.

В приведенном определении отражена взаимосвязь между общесоциологическим и уголовно-правовым содержанием понятия личности преступника. Включение в данное понятие слова «личность» несет общесоциологическую нагрузку в том смысле, что оно показывает производность рассматриваемого понятия от более общего определения личности и отражает таким образом меру социальности в преступнике.

Всякая личность представляет собой индивидуальное выражение социально значимых свойств, индивидуальную форму отражения бытия и духовных условий общества. Все это концентрируется в ее сознании, которое само становится активным цементирующим элементом формирования личности, опосредуя в соответствии с собственным содержанием действие на человека всех проявлений социальной действительности, определяя в конкретном случае выбор им той или иной социальной позиции и направленности поведения.

В определении личности преступника в качестве существенной характеристики выступает совокупность отрицательных черт и свойств. Именно эта совокупность социальных свойств и признаков личности, их содержание, соотношение социально-положительных и социально-отрицательных элементов дают наиболее полное представление о тех, кто совершает преступление, а также помогает понять, оценить как сам поступок, так и лицо, его совершившее.

Однако следует иметь в виду, что какие бы отрицательные черты и свойства ни были присущи человеку, они могут и не побудить его к преступным действиям в течение всей его жизни. Поэтому считать человека преступником можно только после совершения им преступного деяния.

Понятно, что совокупность личностных качеств, обусловливающих преступление, появляется не в момент его совершения, а складывается в процессе всей предшествующей жизнедеятельности индивида. Важно и то, что личностные свойства, обусловившие совершение преступления, не исчезают и после его совершения. В дальнейшем они претерпевают лишь изменения, но в любом случае представляют криминологический интерес.

С уголовно-правовых позиций о личности преступника можно говорить только тогда, когда лицо совершило преступление и признано судом виновным. Пределы существования личности преступника строго определены законом и заканчиваются с момента отбытия наказания и погашения судимости.

Общее же понятие личности преступника является достаточно абстрактной категорией и используется в основном в качестве рабочего инструментария в процессе научного анализа конкретных лиц.

2. Соотношение социального и биологического в личности преступника.

Существуют различные определения понятия «личность преступника». Криминология исходит из того, что личность как целостное образование представляет собой социальное качество человека. Оно формируется в процессе общественных отношений, т.е. является продуктом социализации человека, а не приобретается с момента рождения.

В человеке уживаются социальное и биологическое начала. И в соотношении социального и биологического, биологическое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем в преобразованном, «очеловеченном» виде. Из этого можно сделать вывод, что природа и сущность человека — не тождественные понятия. Ведь, в то время как первое включает в себя генетические и социальные связи человека, второе охватывает лишь существенные социальные признаки. Хотя нельзя отрицать, что социальные признаки включают в себе особенности биологического, психологического порядка.

Дискуссия о соотношении биологического и социального в личности преступника имеет непосредственный выход на практику.

Одной из коренных проблем изучения личности преступника является проблема соотношения социального и биологического. Она имеет принципиальное практическое и правовое значение. От ее решения во многом зависят объяснение причин преступности и определение главных направлений борьбы с ней. Оценка роли биологических факторов часто представляет собой тот рубеж, который разделяет многие криминологические теории.

Авторы, отдающие предпочтение биологическому фактору, делают выводы о ведущей роли при изучении преступника психиатра, психолога, о применении биотехнических приемов и тестов.

Сторонники решающего влияния социального фактора пишут о социальных программах коррекции поведения.

В настоящее время ушли в прошлое крайние взгляды, отдающие предпочтение исключительно биологическому фактору, хотя немало генетиков и ряд криминологов призывают внимательно отнестись к последним достижениям генетики, не сбрасывать со счетов влияние на поведение людей генетических аномалий.

Но всегда существовал другой подход, жестко отрицающий биологизацию преступного поведения. В начале XX века А.А.Пионтковский писал, что нельзя объяснять изменчивое социальное явление-преступление постоянными свойствами природы человека, в том числе «преступного человека». Человек совершает преступление, будучи таким, каков он есть. И, конечно, при формировании личности значимо, красив человек или он уродлив от рождения. У него бывает разная среда общения в зависимости от этих факторов, разные жизненные пути. Одни люди импульсивны. Другие тщательно взвешивают свои поступки. Не ввяжется в коллективную драку физически слабый человек и не удавалось встречать удачливого мошенника с низким уровнем интеллектуального развития.

И биологические, и социальные особенности человека, несомненно, участвуют в детерминации преступности. Не случайно в уголовном судопроизводстве проводятся судебно-психологическая, судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и иные экспертизы, при изучении преступности, ее детерминации и причинности осуществляются междисциплинарные и комплексные исследования.

Наряду с учетом разных характеристик преступников надо разграничивать преступников, т.е. вменяемых лиц, достигших определенного возраста, и лиц, не являющихся по закону субъектами преступлений. Последние не изучаются в криминологии.

Криминологу не стоит оспаривать по существу выводы других специалистов о наличии прирожденных программ поведения и совершении под их влиянием общественно опасных деяний. Ему важно знать, действительно ли человек мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих деяний либо руководить ими, или его поведение было жестко задано биологическими особенностями. В последнем случае человек перестает быть объектом внимания криминологов, ибо он — не преступник в уголовно-правовом смысле.

Криминолог должен отвечать на вопрос о причинах преступного поведения, деяний вменяемых лиц, действовавших в ситуациях, допускавших помимо криминального иные варианты поведения. Вопрос «почему же избран криминальный вариант поведения» требует анализа не детерминации в целом, а конкретно причинности.

Отечественные криминологи исходили и исходят из того, что преступность, как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальный характер, социально обусловлена. Это отнюдь не означает игнорирования биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но отнюдь не его причины.

Некоторые ученые в подтверждение того, что биологические факторы могут сами по себе приводить к преступному поведению, что предрасположенность к такому поведению биологически детерминирована и может передаваться по наследству, приводят данные о том, что в общей массе преступников немало лиц с расстройствами психической деятельности.

Действительно, как показывают исследования, среди преступников, особенно совершающих насильственные преступления, высок удельный вес людей, имеющих психические аномалии в рамках вменяемости. Он достигает 30.

Положения психологии, психофизиологии, психиатрии, некоторые криминологические данные дают основание считать, что ослабление или искажение психической деятельности любого происхождения способствует возникновению и развитию таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и, вместе с тем ведет к снижению волевых процессов, повышению внушаемости, ослаблению сдерживающих контрольных механизмов. Эти черты препятствуют нормальной социализации личности, приводят к инвалидности, мешают заниматься определенными видами деятельности и вообще трудиться, что повышает вероятность совершения противоправных действий и ведения антиобщественного образа жизни. Значимость указанных факторов возрастает в современных условиях, характеризуемых общей психической напряженностью, увеличением количества эмоционально-стрессовых расстройств, состояний психической дезадаптации.

Однако это вовсе не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений.

Во-первых, среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не составляют большинства.

Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конкретного лица далеко не всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в его противоправном поведении.

В-третьих, как доказано многими эмпирическими исследованиями, не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Разумеется, такие аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самому противоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего это поведение в целом.

Констатация какой-то психической аномалии (например, психопатии, олигофрении в степени дебильности, органического поражения центральной нервной системы и т.д.) отнюдь не объясняет, почему данный человек совершил преступление. Мотивация, внутренние причины преступного поведения не представлены в диагнозе, который лишь определяет наличие того или иного расстройства, его степень, тяжесть и т.д. Поэтому понять субъективные причины преступления, представленные в мотиве, можно лишь путем психологического изучения личности. Дефекты психики, если, конечно, они имеются вовсе не представляют мотивов преступного поведения, хотя и могут влиять на них. Как установлено, психопатии, например, являются одним из факторов, способствующих совершению насильственных преступлений. В то же время давно известно, что психопаты успешно работают и выполняют многие другие обязанности. Поэтому основное значение имеет не аномалия сама по себе, а социальный облик лица, сформированный обществом.

Криминологами предпринимались попытки выявить значение биологических факторов в личности преступника путем изучения близнецов. Это изучение ориентируется на единое генетическое начало, а именно на сходство (идентичность) генотипа, и направлено на выяснение степени совпадения иных, в том числе криминологических признаков. Значение близнецового метода состоит в том, что однояйцовые близнецы имеют идентичный генотип. Они рождаются в виде двух мальчиков или двух девочек. Сравнивая таких близнецов и оценивая величину внутрипарной корреляции (соответствия), можно установить, какие их особенности детерминированы генотипом и какие — воздействием среды. Сопоставление данных различных исследований показывает частоту преступности второго близнеца, если первый был преступником, при этом, как оказалось, частота преступного поведения однояйцовых близнецов в два раза выше, чем у двуяйцовых. Однако это не может служить доказательством биологического происхождения преступлений. Преступное поведение лиц, обладающих сходным генотипом, может объясняться как сходной средой формирования личности, так и сходными психофизиологическими особенностями изученных лиц. К тому же однояйцовых близнецов среди населения очень немного, а среди преступников, практически единицы, что не позволяет сделать какие-либо однозначные выводы.

В плане соотношения биологического и социального внимание криминологов привлекали лица, обладающие хромосомными аномалиями, т.е. отклонениями от нормального строения и количества хромосом в наследственных (половых) клетках. Хромосомные аномалии встречаются примерно у 0,4 процента новорожденных. Криминологическое значение хромосомных аномалий обычно приписывается двум из них, связанным с наличием у мужчин добавочной 47-й хромосомы типа “Х” или типа “У”. В 60-х годах было высказано мнение о том, что именно эти типы хромосомных аномалий могут быть связаны с преступным поведением. Однако и в этой области не добыто достоверных данных. Несовершенство методик исследования, малое число наблюдений в каждом из них — все это привело к тому, что различия в оценках разных ученых степени распространенности лишней хромосомы среди преступников достигают двадцати кратных размеров. По существу, исследования хромосомных аномалий установили известную связь этих аномалий не столько с преступностью, сколько с психическими заболеваниями: среди обследованных значительное большинство составили именно лица с такими заболеваниями (аномалиями.

Поскольку речь идет о личности, о роли биологических факторов, можно говорить лишь на личностном, психологическом уровне. Личность, ее психика являются, образно говоря, ареной, на которой происходит взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне психики их соотношение понять невозможно. Поэтому научный анализ указанной проблемы может быть плодотворным только в том случае, если рассматривать действие этих факторов в структуре личности, поскольку человеческое поведение зависит от того, на какой личностной основе они функционируют. Интенсивность проявления социальных и биологических обстоятельств зависит от того, какова сама личность. Однако и здесь мы имеем в виду именно личность, т.е. субъекта и объекта общественных отношений, социальное качество человека, сформированное воспитанием, средой.

3. Криминологическая характеристика личности преступника.

Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Его результаты способствуют определению наиболее важных направлений предупредительной работы.

Личность включает в себя совокупность сторон внутренней (сознание) и внешней (деятельность). Личность человека представляет собой систему социально-психологических свойств и качеств, в которых отражены связи взаимодействие человека с социальной средой посредством практической деятельности.

В структуре личности можно выделить следующие элементы.

— социальный статус, который включает совокупность всех признаков, отражающих место человека в системе общественных отношений. Такими признаками являются — пол, возраст, семейное положение, уровень образования, принадлежность к определенной социальной группе др.

— социальные функции, выраженные посредством показателей реальных проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-культурологической, социально-бытовой.

— нравственно-психологичекие установки, отражающие отношение человека к его проявлениям в основных видах деятельности. В данном случае имеются в виду — отношение к общегражданским обязанностям, государственным органам, закону, правопорядку, труду, семье, культурным ценностям и т.д.

В криминологии также вычленяются группы признаков личности: социально-демографические признаки; уголовно-правовые признаки; социальные проявления в разных сферах жизнедеятельности, или специальные связи; нравственные свойства; психологические признаки; физиологические (биологические) характеристики.

Именно, исходя из вышеизложенных положений, проводится криминологический анализ личности преступника. Однако у него есть определенные особенности. Несомненно, что наглядным отличием личности преступника от непреступника является сам факт совершения преступления. На внутреннем уровне преступление имеет негативную направленность, т.е. антиобщественную. На внешнем же оно воплощено в специфическом виде деятельности, а именно — преступной деятельности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что «отличие личности преступника от непреступника состоит в негативной направленности, реальными носителями которой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы.

Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, ее социально-ролевого поля.

Существует четыре подхода к определению и пониманию социальных ролей.

1. Поведение человека зависит от позиций, занимаемых им в обществе. Человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет своё содержание (сценарий роли). И человек следует этому сценарию. Это нормативное понимание роли (социальной роли). Сама эта социальная позиция – своеобразный узел связей в социальных отношениях, а роль – содержание требований, предъявляемых к лицу, занимающему данную позицию.

2. При втором подходе роль – это спонтанное, свободное поведение личности, обусловленное ей индивидуальными особенностями. Человек творит роль как свободный художник. Этим подчёркивается творческое начало в исполнении роли, неповторимость её исполнения каждым человеком.

3. Роль – это содержание ожидания других людей и социальных групп относительно того, как будет себя вести человек, занимающий определённую позицию. Практически это частный вариант первого подхода, делающий акцент именно на социально-психологических ожиданиях, а не на официальных требованиях. Ожидания рассматриваются как компоненты личности, определяющие её поведение.

4. Роль как продукт взаимодействия социальных факторов и внутреннего мира человека. При этом равнозначно рассматриваются как предписания внешней среды, так и социальные ожидания других субъектов.

В криминологии целесообразно исходить из нормативного понимания роли. В соответствии с ним социальная позиция – это своеобразный узел отношений в социальной системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций. Даже только в семье он – сын/дочь, отец/мать, брат/сестра, внук/внучка. Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно составляемый трёмя группами субъектов.

государством, выраженный в системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов и т.д.

обществом в форме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения, моральных, эстетических, религиозных, норм определённой партии, движения, диаспоры и иных.

неофициальными структурами (семьёй, досуговыми группировками, группами сослуживцев и т.д.) – в форме неписаных правил поведения и социальных ожиданий. К последней группе субъектов относятся и преступные формирования с их нормами поведения и социальными ожиданиями.

Для каждого человека важна значимость социальной позиции, значимость субъекта, от которого исходят нормы-ожидания. Существенна оценка личностью условий исполнения каждой роли. Исполнение роли, особенно если это продолжается долго, накладывает на личность определенный отпечаток, развивает у нее одни качества и подавляет другие. Например, отмечено, что формирование несовершеннолетних правонарушителей преимущественно под влиянием неформальных досуговых группировок развивает у них качества, важные для неофициального межличностного общения: они легко устанавливают контакты с людьми, чутко реагируют на их настроения и т. п. В то же время у них нередко отсутствуют черты, которые ценятся в трудовом коллективе: дисциплина, профессионализм и т. п.

Криминологу важно различать.

1) роль как совокупность нормативных предписаний, соответствующих данной позиции.

2) роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он намерен исполнять.

3) фактическое исполнение роли в конкретных условиях места и времени. В последнем случае это зависит от социальных условий, а также уже ранее сформированных личностных характеристик.

Социально-ролевой подход не исключает активности личности, но задает социальные пределы этой активности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. У несовершеннолетних этот выбор практически ограничен, у осужденных, отбывающих лишения свободы, также.

Существует объективный конфликт ролей, когда их содержание, действительно, противоречиво, и субъективный, когда лицо воспринимает их в качестве противоречивых, не умеет их согласовать. В динамическом аспекте встречаются: 1) прямая преемственность социальных позиций и ролей, порождающих в определённых взаимодействиях преступное поведение; 2) существенное отрицательное усугубление содержания социальных ролей, когда они из противоречивших только нормам морали в новых условиях перерастают в противоречащие нормам закона; 3) затруднение процесса нормального формирования и нормальной жизнедеятельности личности в результате наличия или отсутствия в прошлом определенных социальных позиций и ролей. Например, исследования показывали, что многие лица, формировавшиеся в неполных или иного рода неблагополучных семьях, даже если они искренне стремятся иметь собственную хорошую семью, в своей семье воспроизводят характерные для родительской стандарты поведения: избиение супруги, грубые оскорбления и т. п. В одних случаях это прямо выливается в преступное поведение, в других — влечет распад семьи, уход в досуговые группы собутыльников, усиление деморализации и участие в пьяных криминальных конфликтах либо утрату работы и совершение краж ради приобретения спиртных напитков.

Деформация социальных позиций и ролей в большинстве случаев существенно различается применительно к лицам, совершающим обще уголовные и экономические преступления. У первых она носит более очевидный и грубый характер.

При анализе деятельности лиц, совершающих преступления, учитывается следующее.

1) фактическое поведение лица не идентично содержанию роли.

2) личность представляет собой определенную целостность при всем многообразии ее позиций и ролей, в деятельности она проявляет себя именно в этой целостности, субъективной интеграции разных социальных позиций и ролей.

3) деятельность оказывает на человека обратное воздействие, при этом важно одобрение или неодобрение поведения, его закрепление и закрепление его результатов в сознании личности. В этом аспекте криминологически значима проблема безнаказанности части преступников, баланс их приобретений и потерь в результате преступной деятельности. Иногда они считают выгодным даже отбыть определенный срок лишения свободы, но сохранить добытое преступным путем во имя своего солидного материального обеспечения на долгие годы.

Деятельность — это определенная система действий, система поведения. Она охватывает и материально-практические, и интеллектуально-духовные операции, т. е. и работу мысли.

При криминологическом анализе деятельности личности устанавливается следующее.

1) представляет ли собой преступное деяние изолированный акт или оно — звено в цепи определенной системы поступков.

2) является ли преступное поведение «скачком» от нормы к преступлению или оно представляет собой итог эскалации антиобщественного поведения. Выявляются факты: а) нарушения требований, соответствующих нормальным для человека определенного возраста и положения социальным позициям (преждевременное оставление школы несовершеннолетним, отказ в материальной поддержке детям и т.п.); б) аморальных, но не противоречащих праву поступков (пьянство, половая распущенность и т. п); в) противоправных поступков непреступного характера (дисциплинарно, административно наказуемых, гражданско-правовых деликтов), преступлений.

3) в какой сфере деятельности совершаются преступления.

Криминологические исследования указывают на то, что в большинстве случаев совершение тяжких преступлений бывает результатом не «скачка» от нормального поведения к наиболее общественно опасному преступному, а постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного поведения. По данным выборочных исследований, более 80% лиц, совершавших умышленные убийства, ранее совершали либо преступления, либо неоднократно иные правонарушения.

Криминологически значимы социально-ролевые ситуации, когда.

человек не занимает многих социальных позиций, которые позволили бы ему ознакомиться с нормами государства, «большого общества» и вести себя в соответствии с требованиями права и морали.

человек занимает одновременно позиции, которые связанны с противоречивыми требованиями, нормами поведения, то есть налицо конфликт социальных позиций и ролей.

человек занимает такие позиции, которые прямо диктуют противоправное, преступное поведение.

отсутствует преемственность ролей и позиций, в результате чего отмечается неподготовленность лица к соблюдению правовых норм в соответствующей социальной позиции.

человек занимает одни социальные позиции, а ориентируется на другие.

возник конфликт уже исполняемых и ожидаемых в будущем ролей. Преступное поведение человека в этом случае может противоречить уже исполняемым ролям, но быть логичным с точки зрения референтных ролей.

По мнению В.Д. Малкова структура личности преступника включает следующие составляющие ее подструктуры (признаки): биофизиологические, социально-демографические и социально-ролевые, нравственно-психологические, уголовно-правовые и криминологические[5.

Любая из названных подструктур не может быть автономной, т.к. все они находятся в определенных взаимоотношениях, образуя единое социально-биологическое содержание человека. Рассмотрение человека как организма и как личности позволяет соединить в нем природное и общественное.

Биофизиологические признаки — это состояние здоровья, особенности физической конституции, природные свойства нервной системы и т.д.

Биологическая природа человека — необходимое условие индивидуальности личности, определяющей ее самобытность и неповторимость. Известно, что некоторые существенные психологические характеристики людей имеют генетический характер. От генетически обусловленных свойств и особенностей, психофизиологических возможностей индивида зависит во многом то, что он берет из окружающей среды, конкретных условий жизни и воспитания и других обстоятельств, с которыми ему приходится сталкиваться на жизненном пути. Важное значение имеет также генетически обусловленная степень активного сопротивления негативным явлениям окружающей среды.

Подструктуры человека оказываются настолько органически соединены, что биологическое не выступает в чистом виде, оно испытывает прямое и обратное социальные воздействия, преобразуется под их влиянием.

В то же время выделение в структуре личности преступника биологических признаков вовсе не означает психологизации или биологизации причин совершения преступлений. Многие психические особенности и биологически обусловленные свойства человека находятся под определяющим влиянием социальных факторов. Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.

Социально-демографическая подструктура включает такие характеристики, как пол, возраст, образование, социальное положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к городскому или сельскому населению и т.п.

Так, данные о половом составе преступников показывают значительное преобладание мужчин над женщинами. Например, соотношение убийств, совершенных женщинами и мужчинами, составляет 1:11, причинивших тяжкий вред здоровью — 1:36. Однако по некоторым составам преступлений женщины относительно более активны, чем мужчины. Более 50% всех преступлений, совершаемых женщинами, носят корыстный характер. Особенно велик процент женщин, совершающих преступления в системе торговли и обслуживания населения. В целом же структура женской преступности отличается от структуры мужской преступности меньшим удельным весом тяжких насильственных преступлений.

Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени и интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. В частности, преступления, совершаемые молодыми людьми, чаще носят агрессивный, импульсивный характер, для лиц же старшего возраста, напротив, характерно более обдуманное совершение преступлений.

В целом же наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет (до 70-75%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для лиц 25-29 лет. Затем следуют 18-24-летние, 14-17-летние, 30-40-летние.

Образовательный и интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления. Это и понятно, поскольку данные качества в значительной мере влияют на круг интересов и потребностей, направленность общения и времяпрепровождения и, в конечном счете, на образ поведения лица. Как показывают криминологические исследования, лица с более высокой степенью образования совершают должностные и экономические преступления, лица же, совершающие хулиганство, посягательства на личность, кражи, грабежи и разбои, имеют, как правило, низкий уровень образования.

В социально-демографической подструктуре личности преступника важное криминологическое значение имеют данные о социальном положении, роде занятий и профессиональной принадлежности (рабочий, служащий, представитель индивидуально-трудовой деятельности, учащийся, пенсионер, лицо, не занятое общественно полезным трудом и др.). Эти данные, в частности, показывают, в каких сферах социальной жизни и в каких социальных группах распространены те или иные преступления, какие отрасли народного хозяйства наиболее подвержены криминогенному влиянию, из каких социальных и профессиональных групп наиболее часто «рекрутируются» преступники.

Следует заметить, что чем более дробным является деление социальных групп, тем более достоверными оказываются криминологические результаты. Например, среди совершивших преступления рабочих наиболее высок удельный вес лиц, занятых неквалифицированным трудом, тогда как рабочие высокой квалификации совершают преступления примерно в 25 раз реже.

Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников.

В комплексе социально-демографических признаков существенное криминологическое значение имеют данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности и месте жительства.

Результаты криминологических исследований показывают, что около 50% преступников к моменту совершения преступления не состояли в браке. В определенной степени это объясняется тем, что среди совершивших преступления весьма значительна доля молодых людей, не успевших обзавестись семьей. К тому же здесь проявляется и такая закономерность: с ростом количества судимостей уменьшается число лиц, состоящих в зарегистрированном браке.

Для характеристики личности преступника существенное значение представляют его социальные роли и социальные статусы.

Под социальной ролью принято понимать реальные социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам.

Социальная роль связана с определенным социальным статусом человека, его обязанностями и правами. В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо ее окружением.

Типичными свойствами лиц, совершающих преступления, являются: низкая престижность их социальных ролей, рассогласованность социальных статусов, отчужденность от трудовых и учебных коллективов, ориентация на неформальные группы или отдельных лиц с социально-негативной направленностью, отсутствие или неопределенность социально-позитивных жизненных планов, завышенность социальных притязаний при ограниченных возможностях реализации.

Отмечая общие тенденции некоторых социально-демографических признаков личности преступника, следует указать на то, что их криминологическая информационная емкость намного повышается, когда они анализируются в совокупности и тесной взаимосвязи друг с другом. Абсолютизация какого-либо одного из них может привести к ошибочным выводам.

В структуре личности преступника особенно важное место принадлежит его нравственно-психологической характеристике.

Именно признаки такой характеристики позволяют глубже познать внутреннее содержание личности. В первую очередь речь идет о мировоззренческих и нравственных чертах и свойствах: взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях, жизненных стремлениях и ожиданиях.

Мировоззренческая позиция не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, но сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности.

В этом плане при изучении личности преступника особое значение имеют следующие положения. Во-первых, установившиеся отношения к различным социальным и моральным ценностям и различным сторонам действительности (к трудовым обязанностям, собственности, семье, детям, окружающим и т.д.). Во-вторых, уровень, характер и социальная значимость потребностей и притязаний (социально полезные и оправданные или социально вредные, неоправданные) и избираемых способов их удовлетворения (легальные, неправомерные, общественно опасные.

Характеристику личности преступника дополняют его интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства.

К интеллектуальным свойствам относятся: уровень умственного развития, объем знаний, широта или узость взглядов, содержание и разнообразие интересов и стремлений, жизненный опыт и т.д.

Эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как сила, уравновешенность или подвижность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды и т.д.

Волевые свойства включают: способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и другими чертами.

Все перечисленные признаки и свойства характерны как для личности в общепринятом понимании ее сущности, так и для личности преступника. Наиболее важной в понимании специфики личности преступника является уголовно-правовая характеристика. Именно она отражает степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяет выделить наиболее существенные признаки лиц, совершивших преступления. К числу таких признаков относятся: направленность и мотивация преступных действий, длительность, интенсивность преступной деятельности и наличие судимостей за нее, ролевое участие в конкретном преступлении, степень подготовленности (организованности) к преступлению, отношение к его последствиям.

С позиций криминологии личности преступник отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего их содержанием, направленностью. Именно антиобщественная направленность взглядов, интересов, потребностей, привычек (так называемая антиобщественная установка) выступает общей причиной совершения конкретных преступлений.

Каждый из указанных признаков образует относительно самостоятельный слой в многообразии криминогенных свойств личности преступника и их оттенков. Все это реально отражает необходимость криминологической типологизации таких лиц.

Согласно криминологическим исследованиям и статистическим данным.

— среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин.

— возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп.

Уже давно криминологией установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера.

Лица старших возрастов действуют более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий подобного поведения. Ведь несомненно, что именно возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни. И это не может не сказываться на противоправных действиях.

Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет — это примерно 70-75 %. При этом чаще всего совершаются преступления лицами в возрасте 25-29 лет, далее следуют 18 — 24, 14 — 17 и 30 — 40 летние. Реже всех преступления совершаются лицами старше 50 лет.

Наибольшую криминальную активность проявляют преступники до 24 лет и, как правило, в этом возрасте чаще всего совершаются кражи, угоны автотранспорта, хулиганство, изнасилования. В возрасте после 30 лет чаще всего совершаются экономические преступления.

— немалое влияние на формирование личностных качеств оказывают и семейное положение, и воспитание.

Криминологические исследования показали, что более половины всех преступников холостые (или не замужем). Связано это с тем, что брак, семья обладают сильным моральным и социальным мобилизующим потенциалом. Кроме того — фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов правонарушающего поведения, один ребенок в семье или наоборот много детей или детдомовское воспитание — все это, несомненно, влияет на формирование личности человека.

— уровень образования преступников, как правило, довольно низок. Они в основном имеют незаконченное высшее образование. Незначительную долю составляют преступники с высшим образованием, обычно это должностные преступники. Ниже всего уровень образования у лиц, совершивших убийства, разбои, хулиганство.

— если исходить из принадлежности того или иного преступника к определенной социальной группе, то около 50% составляет доля рабочих. По сравнению с ней доля других социальных групп значительно ниже. Хотя преобладание рабочих среди преступников объясняется скорее не только принадлежностью человека к этой социальной группе, но такими факторами как низкий уровень образования, культурного сознания.

— отличительным признаком личности преступника является уклонение от такой социально полезной деятельности как труд, учеба. По статистике около 30 % задержанных преступников, будучи трудоспособными, на момент совершения преступления были не работающими или не учащимися. Если же они работают, то их трудовая деятельность имеет свои особенности. Обычно выполняемая ими работа характеризуется низким уровнем квалификации, частой сменой места работы, кроме того, нередко она сопряжена с недобросовестностью исполнения обязанностей, прогулами и т.д. Современная жизнь выявляет дополнительные факторы, также влияющие на личность преступника. Я имею в виду, безработицу, миграцию, национализм, этнические конфликты и т.д. Нельзя отрицать, что эти явления отражаются на индивидуальном уровне.

— среди характеристик личности преступников необходимо обратить особое внимание на такие, как характер и длительность преступной деятельности.

Преобладающую часть преступников составляют: убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники, насильники. Такие показатели как рецидив, совершение преступления в группе, а также криминальный профессионализм и др. варьируются в зависимости от возраста совершения первого преступления, отбывание наказания в местах лишения свободы, характер преступления.

Согласно уголовной статистике около четверти среди выявленных преступников ранее совершили преступление. Из них примерно 30 % осуществляли преступные действия в группе.

Очень высокий уровень рецидива (смешанного) наблюдается у лиц, совершивших умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения (около 40 %), а также грабежи, разбои (около 35 %). Групповая деятельность характерна для лиц совершающих разбои — до 70 %, кражи, грабежи — до 50 %, изнасилования — до 40 %. До 80 % несовершеннолетних преступников совершают преступления в составе группы.

— среди криминологических особенностей лиц, совершивших преступление можно выделить такую, как особое отношение к закону. Нельзя сказать, что они их плохо знают. Наоборот, многие отличаются большими правовыми познаниями, но ошибочно предполагать, что правонарушителя лучше знают уголовный закон, чем другие граждане.

Причины у этого явления следующие.

1. До совершения первого преступления и его раскрытия правовая осведомленность правонарушителя ничем не отличается от правовой осведомленности его ровесников.

2. Полученные им до и после преступления знания случайны и бессистемны, резко ограничены личным опытом либо опытом окружающих.

Все вышеназванные особенности личности преступника имеют, прежде всего, статистическое значение и свойственны преступнику как научному понятию. Сложно встретить преступника, который обладал бы всеми вышеперечисленными чертами. Следовательно, можно сделать вывод, что разным преступникам присущи названные признаки в различной мере.

Однако, парадокс — вокруг много людей, которым свойственны эти признаки, но они не совершают преступления. К сожалению, современная наука не может пока ответить на этот вопрос, хотя большинство специалистов все же настаивают на том, что в личности преступника эти качества копятся, приобретают какую-то критическую массу, которая в итоге толкает к совершению преступления. Это качество получило название «криминогенность личности преступника.

Достижения современной психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив, поскольку именно в нем отражается все то, ради чего совершается любое деяние, в чем личностный смысл для любого человека.

Мотив представляет собой довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия. То есть выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу – мотивом.

При этом следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация – это общее побуждение активности в определенном направлении. Именно в мотиве отражаются, конкретизируются потребности, которые изменяются и вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. Деятельность человека, как правило «полимотивирована», то есть она определяется множеством мотивов. При этом часть из них является ведущей, основной, другая же часть выступает в роли дополнительной.

Мотив — явление субъективное, связанн.

Интересные факты, 19.04.2017




Комментарии

!!!Автор статьи и единственный её правообладатель - ресурс , если кто-то додумается испортить себе репутацию в глазах поисковых систем и полностью сдуть мой текст, то поставьте ссылку на мой ресурс ahuman.ru! Иначе вас покарает летающий макаронный монстр, а ваши штаны будут постоянно мокнуть в людных местах.



Самое интересное:
Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только M-Pharma поможет вам купить софосбувир и даклатасвир и при этом профессиональные гепатологи будут отвечать на любые ваши вопросы на протяжении всей терапии.


Интересное на сайте:


История Казахстана

Актеры Великолепного века

Майкл гордон питерсон преступник биография видео

Увлекательный полет на воздушном шаре



2010-2017 © aHuman
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.

По любому поводу (да и без повода тоже) пишете нам на: ogretape@yandex.ru
45 запроса, 0,395 секунд, 27.74 Мб
Яндекс.Метрика