Главная   ◊   Женский раздел   ◊   О сайте



Мой сайт ->

Человек существо социальное. Объединение отдельных людей в группу изменяет некоторые стороны их психической деятельности, существенно меняя скорость, силу и характер их реакций на внешнюю ситуацию.

Шестнадцатифакторный опросник Кэттелла пользуется самой широкой популярностью в мире среди психологов, интересующихся психикой спортсменов. Тестируемые черты: сдержанный — общительный, мышление конкретное — абстрактное, уступчивый — напористый, серьезный — беспечный, жесткий — мягкий, доверчивый — подозрительный, практичный — с богатым воображением, прямолинейный — гибкий, консервативный — склонный к новаторству, спокойный — напряженный, эмоционально неустойчивый — устойчивый, практичный — совестливый, робкий — рискованный, и т.д. В обзорах этого теста обычно критикуется отсутствие концептуальной валидности и отмечается возможность того, что некоторые так называемые независимые черты могут измерять одно и то же свойство.

Личность спортсмена, ее психологические особенности формируются под влиянием различных видов деятельности, в которых он принимает участие.

Целый ряд теорий личности стремится объяснить поведение человека особенностями культуры и среды, в которой он находится. Тренер должен внимательно разобраться в этом подходе, особенно когда он собирается работать в незнакомой ему социальной среде, или когда в команде есть члены из разных социальных слоев, или когда он работает со спортсменами из других стран.

К наиболее глобальным теориям этого типа относится биосоциальная теория, выдвинутая Гардинером Мэрфи, который особо выделяет три компонента в личности.

физиологические тенденции, возникающие из наследственных характеристик.

каналы или процессы, по которым и с помощью которых социальные условия формируют поведение.

освоенные привычки, которые приводят к изменению концептуальных и перцептивных характеристик.

Из подхода Мэрфи можно понять, почему трудно не только определить понятие личность , но и измерить ее характеристики. Еще труднее установить, почему люди ведут себя определенным образом, если учесть, что их поведение может быть наследственным, формироваться культурой или изменяться на основе практического опыта.

В теории поля Курта Левина подчеркивается значение общего жизненного пространства (поля) индивида, его общего личного и психологического окружения, а также и его более ограниченного внутреннего личностного пространства . Однако по сравнению с концепцией Мэрфи здесь делается несколько меньший акцент на наследственных биологических тенденциях. В некотором смысле теория Левина опирается на психоаналитическую теорию, которая будет кратко рассмотрена ниже в этой главе.

Представление о личности и ее изменении у К. Левина, как, впрочем, и у Г. Мэрфи, не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Левин полагает, что индивид окружен множеством дифференцированных районов, составляющих его жизненное пространство. А двигательные способности индивида рассматриваются при этом как мост между скрытыми частями его личности и его окружением, через который он передает свои внутренние потребности и чувства.

Спортсмены занимаются не только спортом, но и на развитие их личности влияют трудовая и общественная деятельность, обучение и образование, художественное, нравственное, эстетическое воспитание. К этому надо добавить влияние различных взаимоотношений, в которые спортсмены вступают с другими людьми в быту и в процессе всех видов деятельности.

В результате совокупного влияния всех этих факторов у спортсмена складываются определенные черты его мировоззрения, общественные потребности и интересы, характерные для человека моральные черты личности.

Спорт это специфический вид деятельности.

Спорт оказывает большое влияние на развитие психологических особенностей личности. Главными из этих особенностей являются.

1) соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на достижение поставленной цели (победа над соперником или достижение рекорда.

2) максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться лучшего результата.

3) систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьезные коррективы в жизнедеятельность спортсмена.

всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе совершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных функций организма.

высокая степень общей работоспособности организма.

способность владения собственным телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков, умений и всех физических качеств.

высоко развитые процессы ощущений, особенно мышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия.

способность выполнять требуемые движения при необходимой их точности и эффективности.

разностороннее развитие процессов внимания сосредоточения, распределения, устойчивости и длительности, и в связи с этим высокая степень наблюдательности и ориентировки в окружающей среде.

хорошо развитая зрительная и мышечно-двигательная память.

разностороннее развитие эмоциональных сторон личности; развитая способность управлять своими эмоциональными состояниями.

положительные волевые стороны личности, которые необходимы для достижения поставленных целей; умение быстро ориентироваться и принимать правильные решения в затруднительных ситуациях.

морально-волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению трудностей.

социально-психологические качества личности, как общительность, чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи, отзывчивости и уважения к другим людям.

способность правильно оценивать действия других людей и свои собственные действия, умение прогнозировать их эффективность.

Уровень развития указанных особенностей у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, различен. Это объясняется неодинаковостью психологической структуры разных видов спортивной деятельности.

В психологическую структуру спортивной деятельности входят.

специфические психические функции и качества личности, связанные непосредственно с выполнением спортивных действий.

мотивы, побуждающие человека заниматься спортом и добиваться высоких результатов в спортивной борьбе.

социально-психологический характер отношений спортсменов с другими людьми в процессе спортивной деятельности.

Физические упражнения и спорт особенно важны для всестороннего развития личности, как в подростковом, так и юношеском возрасте. Педагогически правильное использование физической способности свойственной данному возрасту благоприятно влияет на формирование психических свойств, а на этой базе и дальнейшему развитию психологических особенностей личности.

Отличительной особенностью спорта по сравнению с другими видами деятельности является то, что спорт это деятельность, всегда требующая преодоления тех или иных трудностей. Поэтому воспитание личностных качеств спортсмена составляет ограниченную часть его общей психологической подготовки.

Основной задачей общей психологической подготовки спортсмена является развитие и совершенствование следующих качеств: целеустремленности, дисциплинированности, уверенности, инициативности, самостоятельности, смелости (мужества), настойчивости (упорства), решительности, самообладания, стойкости (силы воли.

Все качества связаны друг с другом, развитие и совершенствование одних помогает развитию и совершенствованию других. В отдельных видах спорта некоторые из перечисленных качеств имеют преимущественное, ведущее значение. Так, по классификации, предложенной болгарским психологом Ф. Геновым, такие качества, как целеустремленность, дисциплинированность и уверенность являются общими для всех видов спорта и как бы объединяющие остальные качества. Это объясняется тем, что целеустремленность и дисциплинированность; уверенность в своих действиях и возможностях должны быть постоянными компонентами воли спортсмена, без чего спортивная деятельность не может быть эффективной.

1. Бикмухамедов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 7. — С. 45-50.

2. Братусь Б.С. Опыт обновления гуманитарной психологии //Вопросы психологии. 1990, № 6.

3. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 7. — С. 51-54.

4. Кизько А.П. Возможности исследовательских подходов и проблема понятия педагогическое исследование // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 7. — С. 12-13.

5. Кудрявцев М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности//Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 7. — С. 55-57.

6. Сальников В.А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 7. — С. 2-9.

7. Теория и технология образования: экспериментальное учебное пособие // Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, кафедра педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. — Тверь: ТГУ, 1992.

8. Пахомова Л.Э. Методическое обеспечение спецкурса Культура жизнедеятельности для учащихся старших классов общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 7. — С. 58-59.

Люди, 24.04.2017




Комментарии

!!!Автор статьи и единственный её правообладатель - ресурс , если кто-то додумается испортить себе репутацию в глазах поисковых систем и полностью сдуть мой текст, то поставьте ссылку на мой ресурс ahuman.ru! Иначе вас покарает летающий макаронный монстр, а ваши штаны будут постоянно мокнуть в людных местах.



Самое интересное:
Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только M-Pharma поможет вам купить софосбувир и даклатасвир и при этом профессиональные гепатологи будут отвечать на любые ваши вопросы на протяжении всей терапии.


Интересное на сайте:


Умер известный актер и звезда — Джентльмен-шоу — Сергей Олех

Биографии известных актеров

Биографии знаменитых личностей



2010-2017 © aHuman
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.

По любому поводу (да и без повода тоже) пишете нам на: ogretape@yandex.ru
78 запроса, 0,237 секунд, 7.73 Мб
Яндекс.Метрика