Главная   ◊   Женский раздел   ◊   О сайте



Мустафа Чокай

Мустафа Чокай.

Мустафа Чокай (1890 1941), ученый, общественный деятель, лидер партии Алаш . Представитель народов Туркестана в Политбюро Мусульманской фракции Государственной Думы (1916.

В 1917 г. возглавил Мусульманский центр, был избран президентом Кокандской автономии, вошел в состав правительства Алаш-Орды . В 1920 г. эмигрировал за границу, жил в Германии и Франции. Организовал издание журналов и газет Жана Туркестан , Жас Туркестан и др. освещающих жизнь народов Центральной Азии.

Автор теоретических исследований, исторических и политических обзоров.

В июне 1940 г. был арестован в оккупированном Париже, помещен в лагерь Компьен, затем отправлен в Берлин. В июне 1941 г. посетил соотечественников-военнопленных второй мировой войны, в декабре скоропостижно скончался.

В 2007 2008 гг. на киностудии Казахфильм им. Ш. Айманова снят художественный фильм Мустафа Шокай , режиссер С. Нарымбетов, сценарий Е.Турсунова.

В память о Мустафе Чокае названа одна из улиц Медеуского района.

Из статьи Абдуакапа Кара, д.и.н.

Жизнь Мустафы Чокая — одна из самых драматических страниц истории народов Туркестана, поскольку это была личность, восставшая против советской власти. Судьба уготовила Чокаю стезю политического деятеля в тяжкую эпоху неравной борьбы за право на национальное самоопределение, развернувшееся на его родине. Он осознал свое предназначение еще в студенческие годы. Учебу на правовом факультете Петербургского университета Мустафа сочетал с участием в работе российской Государственной Думы, защищая интересы туркестанских депутатов. По завершению учебы Мустафа был избран представителем Туркестана в Думском бюро фракции мусульман. Формированию политической личности Мустафы во многом способствовал Алихан Букейханов.

В начале 20 в. в среде тюркской интеллигенции процветали национальные идеи. Их приверженцем был и Чокай. Он восставал против обособления казахов, киргизов, узбеков по племенным признакам. Он мечтал об едином Туркестанском государстве, мощном и независимом. Он отстаивал ту точку зрения, согласно которой каждая тюркская нация могла рассчитывать на собственную внутригосударственную политику.

Именно ему перед лицом «большевистского террора» была уготована решающая роль в беспрецендентной идее Кокандской автономии на терртории Центральной Азии. После падения Кокандской автономии Чокай всячески поддерживал идеи русской демократии. Истребление национал-демократов Туркестана вынудило Мустафу Чокая уехать в Россию. Но и там ни либералы, ни белогвардейцы не могли устоять под напором большевиков. Наступил Великий исход.

Чокай не уезжал. Он делал все, чтобы поддержать национальные силы в регионах, пока не порабощенных большевиками полностью. В Мангыстау, Баку, Тбилиси еще издавались печатные органы, взывающие к всенародному сопротивлению. Грузия, расположенная на окраине будущей советской империи, стала последним бастионом Мустафы Чокая. Так он оказался во Франции.

Журнал «Яш Туркестан», издаваемый в Берлине в период 1929-1939 гг. уже другая страница биографии Мустафы Чокая. Единственное на тот момент издание, где первый казахский политический эмигрант публиковал очерки об истории и культуре Туркестана в канун Второй мировой войны.

Деятельность Чокая в Европе базировалась на двух целях. Первая — формирование организации Туркестанского национального союза в Туркестане с последующей передислокацией в Европу. С этой целью он предлагал объединить тюрков Европы под единым знаменем. Вторая — создание организации «Прометей», в состав которой войдут представители народов аннексированной Польши. По дерзкому замыслу Чокая, только общеевропейское международное движение способно противостоять большевистскому террору. Бывший президент Кокандской автономии, Чокай видел себя в роли дипломата, действующего в Европе от имени порабощенных советской властью народов.

Приход нацистов к власти в Германии возродил немало надежд в среде политических эмигрантов Советского Союза. Но Чокай не мог примкнуть к их рядам. Он не видел разницы между нацистским лидером и советским вождем в отношении к национальным меньшинствам. Его прозорливость нашла подтверждение в первые дни Второй мировой войны, когда он посетил немецкие концлагеря. Уже тогда нацисты планировали формирование Туркестанского легиона из числа советских военнопленных.

Чокаю, широко известному в Европе публичному противнику сталинского режима, было предложено возглавить комиссию по формированию легиона.

После отказа от сотрудничества Чокай скоропостижно умер. Заключению нацистских медиков о кончине Мустафы Чокая от вспышки холеры в лагере военнопленных не верит никто из исследователей. Более правдоподобна версия отравления, совершенная подручными Розенберга, возглавлявшего Восточное министерство рейха. На исторической родине Чокая клеймо предателя висело на его имени и его потомках многие десятилетия после его смерти. Только крах советской системы в конце 20 в. позволил обнародовать исторические тайны «красной империи», на окраинах которой родился и вырос один из ее национальных героев.

Значимость Мустафы Чокая в истории казахов сравнима, может быть, лишь с Кенесары Касымовым. Знамя борьбы за свободу, павшее в неравной схватке с колонизаторами, подхватил Чокай. Но и ему не удалось увидеть независимость отчизны, о которой мечтали лучшие сыны казахов.

Люди-звери, 12.01.2017




Комментарии

!!!Автор статьи и единственный её правообладатель - ресурс , если кто-то додумается испортить себе репутацию в глазах поисковых систем и полностью сдуть мой текст, то поставьте ссылку на мой ресурс ahuman.ru! Иначе вас покарает летающий макаронный монстр, а ваши штаны будут постоянно мокнуть в людных местах.

Самое интересное:




Интересное на сайте:


Советы начинающим актерам

Для чего необходима визуализация архитектурных проектов

Дети-герои



2010-2017 © aHuman
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.

По любому поводу (да и без повода тоже) пишете нам на: ogretape@yandex.ru
28 запроса, 0,369 секунд, 26.47 Мб
Яндекс.Метрика