Главная   ◊   Женский раздел   ◊   О сайте



Терентьев Алексей Евгеньевич

Терентьев Алексей Евгеньевич. Биографии выдающихся спортсменов как средство формирования гражданственности учащихся спортивных школ. Дис. канд. пед. наук. 13.00.01, 13.00.02 Екатеринбург, 2006 165 с. РГБ ОД, 61:06-13/2705.

Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне определяется необходимостью разрешения противоречия между возрастающей социальной значимостью физической культуры и спорта в современной России и усиливающейся профессионализацией спорта, которая формирует у начинающих спортсменов асоциальные (даже антисоциальные) наклонности и стремления к наживе, противоправным действиям, пренебрежение к правовым и нравственным нормам. Происходит отчуждение их от общественно-государственной жизни, утрата патриотических чувств, развивается эгоцентризм, цинизм, они нередко вовлекаются в деятельность национал-патриотических, экстремистских движений. Выход из противоречия возможен на основе формирования гражданственности учащихся спортивных школ . под которой мы понимаем интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соревновательной и тренировочной деятельности в соответствии с принятыми в государстве и обществе правовыми и моральными нормами.

Актуальность на научно-теоретическом уровне обусловлена несоответствием между большой востребованностью потенциала биографий выдающихся спортсменов для личностно ориентированного образования учащихся спортивных школ и почти полным отсутствием теоретического обоснования их педагогически целесообразного применения. Под биографиями выдающихся спортсменов мы понимаем жизнеописание, в котором основное внимание уделяется их спортивной деятельности, анализу причин поражений и побед на соревнованиях, уникальных черт личности, поступков и действий в процессе тренировок, изложенное в яркой эмоциональной форме, вызывающее интерес, желание подражать им и даже превзойти их . В отличие от недостижимого идеала конкретные биографии раскрывают спортивную деятельность тех людей, успех которых можно повторить и развить.

Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена различиями во взглядах исследователей, связаннми с многообразием подходов к анализу такой педагогической категории, как «средства воспитания». Распространенным является мнение, что средством воспитания может быть любой предмет среды или жизненная ситуация, преднамеренно включенная в воспитательный процесс (В. И. Журавлев, А. Ф. Меняев, Н. Е. Щуркова). Споря с такой точкой зрения, В. С. Селиванов утверждает, что средствами воспитания являются только различные виды деятельности воспитанников (общение, игра, учение, труд), а не предметы, с помощью которых эта деятельность осуществляется. Эти противопоставления привели к тому, что до сих пор отсутствует необходимое теоретическое обоснование применения средств воспитания и соответственно средств формирования личности. Под средствами формирования мы понимаем ресурсное обеспечение научно обоснованного процесса организации развития личности, к которому относятся различные виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, процессы, произведения и явления духовной, материальной культуры и природы . В качестве средства формирования в представленной работе используется педагогический потенциал биографий выдающихся спортсменов как частичное отражение их витагенного (жизненного) опыта. Под витагенным (жизненным) опытом понимается витагенная информация, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях, ставшая основой для формирования новых ценностных ориентаций личности.

На основании анализа актуальности исследования, выявленных противоречий и несоответствий сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и выборе теоретического и практического обоснования педагогически целесообразного использования биографий выдающихся спортсменов в качестве средства формирования гражданственности учащихся спортивных школ.

Актуальность проблемы и ее социальная значимость определили тему исследования: « Биографии выдающихся спортсменов как средство формирования гражданственности учащихся спортивных школ.

Цель исследования — выявить, определить и обосновать педагогические возможности использования биографий выдающихся спортсменов в качестве средства формирования гражданственности учащихся спортивных школ.

Объект исследования — процесс формирования гражданственности учащихся спортивных школ в системе дополнительного образования.

Предмет исследования — педагогические возможности использования биографий выдающихся спортсменов как средства формирования гражданственности учащихся спортивных школ в системе дополнительного образования.

Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, мы выдвинули следующую гипотезу.

сущность понятия «биографии выдающихся спортсменов», по всей вероятности, должна заключаться в жизнеописании, в котором основное внимание уделяется их спортивной деятельности, анализу причин поражений и побед на соревнованиях, уникальных черт личности, поступков и действий в процессе тренировок, изложенном в яркой эмоциональной форме, вызывающем интерес и желание подражать им и даже превзойти их.

в биографиях выдающихся спортсменов можно выделить несколько последовательно раскрывающихся структурных элементов, включающих как нравственно-волевые, так и социальные факторы развития личности.

содержание биографий выдающихся спортсменов, как мы предполагаем, описывается следующими психолого-педагогическими характеристиками: мотивация к достижению лидирующих позиций; реакция спортсмена на стрессы; методы и средства, при помощи которых он достиг успехов; его стиль поведения; ценностные ориентации; социально-политические аспекты формирования личности; способность использовать свои морально-психологические качества вне спорта.

механизм влияния биографий выдающихся спортсменов на процесс формирования личности учащихся спортивных школ, скорее всего, представлен теорией персонализации, в которой выделяют три типа атрибуции: интраиндивидную, интериндивидную, метаиндивидную.

основаниями для отбора биографий выдающихся спортсменов могут быть следующие характеристики: социальная значимость витагенной информации; наличие в ней образцов поведения человека в сложных жизненных ситуациях, связанных с преодолением трудностей как объективного, так и субъективного характера; возможность прослеживания связи между способами достижения цели и результатом; осознание причин собственных неудач; позитивное влияние на эмоциональную сферу ученика.

необходимыми признаками сформированности гражданственности у учащихся спортивных школ могут выступать знания о правах и обязанностях гражданина, о гражданском обществе и эмоционально-волевое позиционирование себя в качестве граждан России, а показателем — осознанная готовность выполнять гражданские обязанности.

Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи исследования.

определить сущность понятия «биографии выдающихся спортсменов.

выявить их структуру, содержание, основания для отбора, раскрыть психолого-педагогические механизмы влияния биографий выдающихся спортсменов на формирование личности учащихся спортивных школ.

обосновать признаки и показатель сформированности гражданственности учащихся спортивных школ и разработать методические рекомендации по использованию биографий выдающихся спортсменов с целью формирования гражданственности учащихся спортивных школ.

осуществить опытно-поисковую работу по формированию гражданственности учащихся спортивных школ.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: фундаментальные работы в области методологии педагогических исследований (А. С. Белкин, В. И. Загвязинский); теория деятельности Л. С. Выготского, положения теории персонализации А. В. Петровского, научные труды по проблемам гражданского воспитания А. В. Беляева, А. С. Гаязова, А. И. Долгова, А. Ф. Никитина; теория витагенного образования А. С. Белкина, философско-педагогические идеи о единстве сознания и педагогической деятельности Л. А. Беляевой и С. А. Днепрова, научные труды по социальной психологии Г. М. Андреевой, по использованию биографического метода в психологии (Б. Г. Ананьев, Н. А. Логинова, Н. А. Рыбников), теоретические положения о средствах воспитания (В. И. Журавлев, А. Ф. Меняев, Н. Е. Щуркова, В. С. Селиванов.

Сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов работы, включающих теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, анализ документальных материалов, синтез эмпирического и теоретического материала, обобщение, классификация; эмпирические методы: наблюдение, изучение витагенного опыта учащихся в форме бесед, опросов, анкетирование, опытно-поисковая работа, метод экспертных оценок.

База исследования. Исследование проводилось на базе детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва №19, спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва по велоспорту г. Верхняя Пышма, муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа №66. Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 160 учеников.

Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

Первый этап: поисково-теоретический (2002—2003 гг.). На этом этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, были определены объект, предмет, цель, сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования, конкретизирована база исследования.

В это же время проводилась работа по изучению развития идеи гражданственности в истории отечественной педагогики, была определена сущность и структура гражданственности как интегративного качества личности. На этом этапе выявлялись психолого-педагогические механизмы использования биографий выдающихся спортсменов в качестве средства формирования гражданственности учащихся спортивных школ, определялись основания отбора биографий и структура биографий.

Второй этап: опытно-поисковый (2004—2005 гг.). На данном этапе проходил процесс уточнения гипотезы исследования, создавался план опытно-поисковой работы. С опорой на теоретические разработки идеи гражданственности были определены признаки и показатель сформированности этого качества личности и методы диагностики (наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок). Анализ исходного уровня сформированности гражданственности позволил разработать программу формирующего этапа опытно-поисковой работы, которая включала в себя: апробацию использования элементов биографий выдающихся отечественных спортсменов; уточнение содержания и методики воспитания гражданственности в учебно-тренировочной и внеучебной деятельности; формирование у учащихся волевых качеств, стремления и умения реализовывать свои гражданские права и исполнять обязанности гражданина России. Анализ данных итоговой диагностики уровня сформированности гражданственности учащихся спортивных школ позволил сделать вывод о результативности опытно-поисковой работы.

Третий этап: обобщающий (2005—2006 гг.). Это этап теоретического осмысления результатов опытно-поисковой работы, на котором осуществлены анализ, систематизация, обобщение и оформление результатов исследования, сформулированы выводы.

Научная новизна исследования заключается в том, что.

Выявлен педагогический потенциал биографий выдающихся спортсменов в качестве средства формирования гражданственности учащихся спортивных школ, заключающийся в возможности использования исторического контекста жизнеописания, учета социального окружения спортсмена, анализа его поведения и деятельности на спортивных аренах, в быту, в общении, его нравственных и волевых качеств, психолого-педагогических характеристик личности.

Выявлено содержание биографий выдающихся спортсменов, в котором выделяются следующие их психолого-педагогические характеристики: 1) мотивация к достижению лидирующих позиций в спорте и в жизни; 2) реакция спортсмена на стрессы, травмы, отрицательно воздействующие события; 3) методы и средства, при помощи которых он достиг успехов; 4) его стиль поведения: склонность к работе в группе или в одиночку, к спонтанному творчеству или к детальному изучению ситуации и соперников; 5) ценностные ориентации, нравственные взгляды, позиции и убеждения; 6) социально-политические аспекты формирования личности; 7) способность использовать свои морально-психологические качества вне спорта, в повседневной жизни и граждански значимой деятельности.

Выявлены основания отбора биографий выдающихся спортсменов: социальная значимость витагенной информации; наличие в ней образцов поведения человека в сложных жизненных ситуациях, связанных с преодолением трудностей как объективного, так и субъективного характера; возможность прослеживания связи между способами достижения цели и результатом, осознания причин собственных неудач; позитивное влияние на эмоциональную сферу ученика.

Выявлены необходимые признаки сформированности гражданственности — знания о правах и обязанностях гражданина, о гражданском обществе, гражданских свободах и эмоционально-волевое позиционирование себя юными спортсменами в качестве граждан России и показатель — осознанная готовность выполнять гражданские обязанности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что.

Дано определение понятия «биографии выдающихся спортсменов», заключающееся в жизнеописании, в котором основное внимание уделяется их спортивной деятельности, анализу причин поражений и побед на соревнованиях, уникальных черт личности, поступков и действий в процессе тренировок, изложенном в яркой эмоциональной форме, вызывающем интерес, желание подражать им и даже превзойти их.

Дано определение понятия «гражданственность учащихся спортивных школ», под которым мы понимаем интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соревновательной и тренировочной деятельности в соответствии с принятыми в государстве и обществе правовыми и моральными нормами.

Дано определение понятия «средства формирования», под которым мы понимаем ресурсное обеспечение научно обоснованного процесса организации развития личности, к которому относятся различные виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, процессы, произведения и явления духовной, материальной культуры и природы.

Определены психолого-педагогические механизмы использования биографий выдающихся спортсменов в процессе формирования гражданственности учащихся спортивных школ в контексте анализа их личности с позиций метаиндивидной личностной атрибуции: интерес к неординарному событию, выбор идеала, эмоциональное присоединение, формирование установок на основе витагенного опыта.

Практическая значимость исследования определяется тем, что.

создан банк биографий выдающихся спортсменов, который может использоваться в учебно-тренировочной и внеучебной работе в спортивных школах.

определены методы диагностики уровня сформированности гражданственности у учащихся спортивных школ.

предложен и проверен в практической работе комплекс приемов формирования гражданственности учащихся с привлечением элементов биографий выдающихся спортсменов.

разработаны методические рекомендации, использование которых в процессе учебно-тренировочной деятельности позволяет повысить уровень гражданственности у учащихся спортивных школ, что в свою очередь положительно влияет на достижение ими более высоких спортивных результатов в процессе тренировок и в выступлениях на соревнованиях.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечиваются методологическими позициями, применением и воспроизводимостью методов, адекватных предмету и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения работы и результаты исследования в форме докладов и сообщений представлялись на всероссийских научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы физического воспитания в процессе профессионального образования» (Екатеринбург, 2005), «Совершенствование воспитательной работы: проблемы и перспективы» (Екатеринбург, 2005), обсуждались на теоретических семинарах кафедры возрастной педагогики и педагогических технологий УрГПУ.

На защиту выносятся следующие положения.

В отличие от распространенного убеждения в том, что профессионализация спорта наносит вред развитию личности, мы считаем, что формирование гражданственности у учащихся спортивных школ позволит преодолеть асоциальные (антисоциальные) наклонности и обеспечит формирование гармонической личности.

Мы утверждаем, что использование витагенной информации может носить не только интериндивидный, но и метаиндивидный характер, что позволяет использовать биографии выдающихся спортсменов в целях формирования гражданственности учащихся спортивных школ.

Признавая различные точки зрения на понятие «средства воспитания», мы считаем, что средства формирования — это ресурсное обеспечение научно обоснованного процесса организации развития личности, к которому относятся различные виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, процессы, произведения и явления духовной, материальной культуры и природы.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, 2 глав, выводов, библиографического списка и 2 приложений.

Михайлова Юлия Александровна Научно-методические подходы к изучению писательских биографий на уроках литературы в основной школе.

Стуколкина Галина Петровна Лингвостилистический анализ художественного текста (через систему образов) как средство формирования речевых умений младших школьников.

Демченкова Наталья Анатольевна Проблемно-поисковые задачи как средство формирования исследовательских умений будущего учителя в курсе методики преподавания математики в педвузе.

Дергачева Ирина Николаевна Интеграция историко-химических знаний как средство формирования социальной активности учащихся 8-9 классов.

Чугунова Наталья Михайловна Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского языка в 7-ом классе как средство формирования коммуникативных умений учащихся.

Букарева Юлия Васильевна Моделирование текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Дыганов Владимир Александрович Дидактические условия применения компьютерных технологий как средства формирования экологических знаний в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в школе.

Лобода Юлия Олеговна Проектная деятельность в области физического эксперимента как средство формирования профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза.

Ачкасова Галина Леонтьевна Литературная экскурсия как средство формирования эстетической восприимчивости читателя-школьника.

Чирков Алексей Евгеньевич Система учебного физического эксперимента как средство формирования фундаментального понятия электромагнитной волны.

Люди, 23.05.2017




Комментарии

!!!Автор статьи и единственный её правообладатель - ресурс , если кто-то додумается испортить себе репутацию в глазах поисковых систем и полностью сдуть мой текст, то поставьте ссылку на мой ресурс ahuman.ru! Иначе вас покарает летающий макаронный монстр, а ваши штаны будут постоянно мокнуть в людных местах.

Самое интересное:




Интересное на сайте:


Советы по выбору тканей

Могилы знаменитостей, оставивших след в истории

Биографические фильмы



2010-2017 © aHuman
При цитировании сайта, не забывайте, пожалуйста,
указывать ссылку на источник.

По любому поводу (да и без повода тоже) пишете нам на: ogretape@yandex.ru
28 запроса, 0,135 секунд, 7.82 Мб
Яндекс.Метрика